Казалось бы, прошло времени совсем чуть-чуть, а уж неделя прошла с момента написания последнего текста. Идей в голове много, а вот воплощать их времени не было. Но этот текст посвящён вовсе не моим унылым старческим жалобам о скоротечности времени, а последнему продолжению похождений одного из самых ярких экшен-героев современности. Собственно, в самой формулировке "один из самых ярких..." закладывается определённый подтекст, что есть ещё герои. Однако, если так вдуматься, то помимо героев из комиксов, сносных именно экшен-персонажей толком-то и не было. Ну ещё "Форсаж" остаётся с его нереальными пируэтами на машинках, но за костоломство с недавних пор там отвечает Стэтхем, а его герой практически всегда одинаков и появился на экранах довольно давно. В общем, не густо.
Всё это я к чему: в отсутствие выбора даже, казалось бы, самый средний персонаж может стать спасительной соломинкой и заметной фигурой на довольно-таки пустынном ландшафте из экшен-героев. Так и выходит с Джоном Уиком в исполнении Киану Ривза - на протяжении почти что недели после выхода фильма и за несколько дней до релиза интернет пестрел и пестрит сплошь положительными отзывами на вот уже четвёртый фильм цикла, а критики и зрители в унисон ставят этого персонажа на один пьедестал с героями Жан-Клода Ван Дамма, Арнольда Шварценеггера или Сильвестра Сталлоне. Насколько же эти восторги оправданы?
Ну, скажем так, не очень. Прямо скажем, иногда создаётся ощущение, что многие не смотрели даже недавние нашумевшие экшен-ленты. Однако, обо всём по порядку.
Фильм был просмотрен в пятницу, буквально на второй день проката оного у нас в стране. В первую очередь, радуют размах и эпичность происходящего на экране, тут авторы не поскупились. В кадре и гонки на верблюдах среди песчаных дюн Сахары; залитые неоном интерьеры фешенебельного отеля в Осаке, улочки Берлина, наполненные экстравагантными личностями и бурлящие ночной жизнью; и, наконец, холодный, промозглый Нью-Йорк. Собственно, эпичен и хронометраж - картина идёт почти три часа. Легко ли смотреть боевик длиной почти в три часа? В данном случае, действительно время не замечаешь. Также хорош Билл Скарсгаард в роли этакой корпоративной крысы, добившейся высокого положения благодаря интригам и паразитизму.
Теперь про проблемы: как это ни странно, но одна из них - сами экшен-эпизоды. Несмотря на присутствие в кадре холодного оружия и частого его использования, даже в таких сценах нет никакого кровопролития. Совсем. Персонажи падают, и на этом всё. Мягко сказать, странный выбор для фильм с рейтингом 18+! Если заретушировать все всполохи красного, то получится вылитый глянцевитый блокбастер от Марвел, и тут дело не в личной кровожадности, а в элементарном чувстве тревоги за персонажей. Какой может быть драматизм, если даже от бесчисленных тумаков герои кажутся лишь слегка взъерошенными? И это после того, как были выпущены образцово-показательные боевики типа "Горечь и сладость", "Человек из ниоткуда" или "Рейд", которые при меньшем масштабе поражали воображение и зрительный нерв безжалостной брутальностью боёв? Ну не знаю, тут, как мне кажется ,кроется какое-то странное несоответствие формы и содержания. Активно прорекламированная экшен-сцена на Елисейских полях, где Уик уворачивается от бесчисленных машин и выскакивающих оттуда супостатов, является в некотором роде плагиатом - аналогичная сцена есть в "Ниндзя-убийца" (2006) - ныне незаслуженно забытом оммаже фильмам про ниндзя, активно снимавшихся в 80-е, авторства самих сестёр Вачовски.
Далее всё нарастает, как снежный ком: Джон Уик ближе к финалу уже вовсе демонстрирует какой-то невероятный уровень живучести, начисто лишённый мало-мальски заметных следов бесконечных побоев и поломанных костей. Какой смысл за него переживать? Ведь ты переживаешь и беспокоишься за судьбу тех героев, чьи испытания на протяжении всего пути оставляют отпечаток и на их физическом состоянии.
Даже финал, который вроде расставляет все точки над i, с обязательным рассветом, встречающим героя, так сказать, на следующем отрезке его жизненного пути, тоже не кажется однозначным из-за циничного смеха персонажа Лоуренса Фишберна, который всем своим видом призывает не доверять всему, что видишь. Аллюзии на классические вестерны и общая структура третьего, финального акта в особенности привели к интересной попытке создать этакую дуэль в стиле "За пригоршню долларов", однако в контексте этой вселенной выглядит несколько глуповато. Персонажи изъясняются таким высоким штилем, что возникает ощущение пребывания на каком-то съезде интеллектуалов. В общем, как говорится, всё не так однозначно.
Суммируя вышесказанное, фильм отнюдь не плох, но явно не заслуживает всех этих восторгов и титулов как лучшего экшен-фильма, когда-либо снятого, а некоторые из тех боевых сцен, которыми так бравировали авторы, и вовсе выглядят, мягко говоря, заимствованными, несмотря на декларировавшуюся их инновационность.