Найти тему
Байки про педальки

Паяю копию DM-2.

Предыдущая часть

В прошлый раз мы остановились на том, что плата после травления поехала в ванну с кальцинированной содой для отмывки засвеченного фоторезиста.

Этот этап я делаю прямо перед тем, как собираюсь паять. Ведь как только текстолит был помыл и очищен - чистый слой меди стал подвержен влиянию атмосферы. А медь достаточно быстро покрывается пленкой окислов и во-первых к ней становится чуть сложнее паять, а во-вторых выглядит это не слишком презентабельно.

Потому продвинутые пользователи после травления платы наносят паяльную маску. Но я по описаниям и инструкциям нашёл, что процесс этот достаточно долгий, требует отдельного шаблона да и вообще не выглядит для меня привлекательным. Видимо ещё не дорос.

Иные - лудят, т.е. покрывают слоем припоя всю медь на протравленной плате. Я так делал поначалу, но тут есть два минуса:

1) Мне не нравится внешний вид луженой вручную паяльником платы. А другие способы лужения менее доступны или дают более плохой результат.

2) После лужения у нас все дорожки остаются открытыми. Любой электропроводящий мусор легко приведёт к замыканию. И ищи его потом.

Так что я бросил лудить и теперь иду своим путём, о нём чуть позже.

Но если после травления платы нет желания сразу паять, то всё производство можно поставить на паузу просто оставив плату как есть - засвеченный фоторезист покрывает всю медь и защищает её от контакта с воздухом. Я пробовал на полгода протравленную плату класть на полку, потом фоторезист смывается точно так же, как и сразу после травления.

Итак, после того, как плата полежала в кальцинированной соде около получаса, достаю и вижу, что фоторезист стал съезжать мелкими кусочками.

Оставляю ещё полежать. Кальцинированная сода обычно смывает и перманентный маркер, если нет, то можно пройтись ваткой со спиртом или ацетоном.

Через ещё 10 минут уже всё отмылось. Но видно, что там, где я подрисовывал шаблон маркером - получилось не особо красиво. Даже скорее страшновато.

-2

Без паники, так и задумывалось. Я не стараюсь достичь ровных краёв при работе маркером, проще после травления подрезать лишнюю медь острым скальпелем. Получается при этом достаточно ровный край.

-3

Так уже лучше, зазор между дорожками достаточный, замыкания опасаться не приходится. Дорожка посередине немного подтравилась, но она всё ещё целая и обеспечивает контакт между двумя площадками. Я её дополнительно покрою припоем, чтобы не задумываться о возможном ухудшении её состояния в дальнейшем.

Теперь мы боремся со временем, медь начала окисляться на воздухе, так что пока она не приобрела винтажный зелёный оттенок - надо работать. Конечно это всё не так уж быстро происходит, процесс становится видимым через несколько дней. Но я обычно стараюсь припаять всё в течении нескольких часов, максимум дня после отмывки фоторезиста.

Теперь пора сверлить дырки. На этом этапе уже получается достаточно много вредной текстолитной пыли, но она не особо разлетается при аккуратной работе.

-4

После сверления уже можно приступать к пайке, но тут можно впасть в недоумение, граничащее с отчаянием, если раньше доводилось только паять фабричные платы с шелкографией, на которой обозначены все компоненты. Итак, вот как выглядит фабричная плата (конечно это совершенно другая плата, просто для примера):

-5

И вот что получается у меня:

-6

Расположение компонентов неочевидно и надо этот паззл собрать. На самом деле к этому очень быстро адаптируешься, у меня были трудности только с самой первой платой. Дальше уже намного легче, дело привычки.

Вооружаюсь распечаткой первой страницы документации.

-7

Кладу рядом кучку деталей.

-8

И теперь можно начинать выбирать детали из кучки и припаивать, сверяясь с рисунком.

Для удобства рядом ещё кладу список компонентов.

-9

Чтобы определять номиналы резисторов на них есть специальная маркировка в виде цветных полосок. Поскольку я заказывал всё с подбором в магазине, то у меня все номиналы ещё и снабжены ярлычками с надписями. Поскольку я параноик и считаю что лучше всё проверить перед пайкой, чем разбираться после - то я все элементы проверяю перед установкой. Заодно убеждаюсь в их исправности. Сначала я пользовался для этого мультиметром, потом перешел на такой транзистор-тестер:

-10

Просто беру и измеряю каждую деталь.

-11

Начинать пайку компонентов надо от самых низких деталей и постепенно переходя к более высоким. Самые низкие в данном случае - это перемычки. Их 6 штук на плате. Но, поскольку мне не из чего ещё их сделать, то припаяю-ка я какие-то три-четыре резистора, а из остатков их ножек уже сделаю перемычки.

-12

Далее добавляю все резисторы. Беру очередной номинал из кучки, проверяю, ищу номинал в списке компонентов, узнаю его маркировку, ищу его посадочное место на рисунке, втыкаю и припаиваю. Так постепенно припаяны все 45 резисторов (один был указан для мода, так что его место останется пустым). Перемычки и резисторы не имеют полярности, так что их ориентация в пространстве роли не играет.

-13

После резисторов припаиваю панельки под микросхемы. У них есть уголок, отмечающий первую ножку микросхемы. Сама панель ориентации не имеет, но лучше припаивать правильно, чтобы потом ориентируясь на этот уголок устанавливать микросхемы по местам.

-14

Затем приходит очередь диода (внимание, он имеет полярность!), транзисторов (надо проверять соответствие уже трёх ног, а не двух, как ранее), конденсаторов (тоже по высоте: сперва керамика (не имеет полярности), потом пленка (не имеет полярности), потом электролиты (а вот они уже имеют!)...)

Постепенно плата принимает всё более заполненный вид. Сейчас припаяно всё, что подбиралось с учетом габаритов. Т.е. всё имеет примерно те размеры, под которые разводилась плата, так что установить их - задача несложная. Особо внимательные заметили, что транзисторы у меня развернуты на 180 градусов по сравнению с рисунком. Это оттого, что рисунок сделан под транзисторы MPSA18/2n3904/2N5088, а я поставил BC549C, у них ноги расположены в другом порядке и их как раз необходимо развернуть таким образом.

-15

Теперь пора переходить к невпихуемому.

Помните, я в статье про заказ компонентов я рассуждал, что пленочный конденсатор К73-9 на 39 нанофарад может по габаритам мне не подойти?

Вот место, куда его надо установить:

-16

И два конденсатора на 39 нанофарад: пленочный и керамический. Не буду даже пытаться в данном случае и поставлю керамику, поскольку как я уже говорил - тип конденсатора в данном случае на звук повлияет минимально.

Остаются 8 конденсаторов на 1 микрофарад, которые должны быть электролитические, а я хочу поставить пленочные.

-17

Тут нет особых проблем: 4 штуки (обведены зелёным) встанут как родные, там и по габаритам хватает места и расстояние между ножками именно 5 мм, такое ощущение что плата делалась именно с расчетом на плёнку в этих местах. Ещё 4 штуки (обведены красным) тоже вполне по габаритам позволяют в них установить плёнку, но расстояние между ножками уже 3 мм, так что ножки конденсаторов надо будет аккуратненько поджать.

Тут уже припаяны все конденсаторы на 1 микрофарад и на 39 нанофарад.
Тут уже припаяны все конденсаторы на 1 микрофарад и на 39 нанофарад.

Дальше начинается извращение: мастерю на проводочках переходники для микросхем BBD из DIP8 на плате к панелькам под DIP14. Почему-то не сфотографировал их, ну да ладно, гордится там нечем.

Потом припаиваю потенциометры и провода питания и входа-выхода.

Фух.... Мы паяли, мы паяли, наши пальчики устали....

На этом паяльная часть закончена и теперь надо отмывать флюс. В принципе я паял без внешнего флюса, обходясь только той канифолью, что была в припое. Но всё равно она местами на плате образовала лужицы и зубная щетка с изопропанолом помогает всё отчистить.

А дальше - секретный ингридиент. Для защиты меди от дальнейшего окисления я покрываю плату лаком Plastic-71. Он не даёт меди контактировать с воздухом и заодно обеспечивает изоляцию дорожек. Теперь случайный электропроводящий мусор никак нам не помешает. Наносить этот лак достаточно легко (я делаю это ватной палочкой) и внешний вид платы получается (на мой вкус конечно) получше, чем у луженой. Вот только запах у него противный, надо проветривать.

-19

Теперь плата остаётся сохнуть, потом нанесу на неё второй слой и после его высыхания можно будет проверять что же у меня получилось...

-20
-21

Продолжение следует