Найти тему
Виталич

Кто такие аналитики?

Мне нравится такой ответ: «Аналитик, этот тот замечательный человек, который во время застолья контролирует: а налито ли у нас?» А если серьезно…

Вчера опять подвели практикантку из ВУЗа, которая учится на маркетолога-аналитика. Я, уже не впервой, задумался: а как они представляют себе будущую профессию? По-моему, большинство молодых людей, выбирая такую специальность, руководствуются тем, что в общественном сознании «аналитик» - синоним слова «умный». Что такое «умный» - отдельный вопрос. Мало кто может на него ответить, если спросить в лоб. Для большинства «умный» - синоним слова «богатый». Не даром же есть расхожая фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Тогда получается, что Григорий Перельман, который отказался от Нобелевской премии – ни разу не умный. Что-то здесь не так, по-моему. Можно быть умным и не быть богатым, однозначно.

Но… вернемся к аналитикам. Благодаря тиражируемым в кино образам, все представляют себе аналитика так: «Вот я выступаю перед серьезными людьми (мэр Москвы, или министр, или какой-нибудь крутой инвестор). На экране у меня яркая презентация (лучше – динамичная, с мультипликацией и 3D). Я увлеченно и образно рассказываю. Мне все хлопают и со слезами восторга на глазах принимают судьбоносное решение. Перенести столицу в Магадан, например, или инвестировать 100 миллиардов денег в новую отрасль».

На практике же, все вокруг меня (умные и красивые девчонки, в большинстве) целыми днями сидят в таблицах, чужих статьях и десятках-сотнях разных сайтов. 80% трудозатрат на подготовку аналитического исследования уходят даже не на поиск данных и их осмысление, а на приведение их в такой вид, который позволит осмыслить и, главное, учесть все варианты. Есть еще опросы и интервью, и это – отдельная специализация, но все равно, большая часть времени тратится не на подготовку и проведение их, а на обработку полученных результатов. Скучная и довольно однообразная работа, которая, помимо всего, требует определенного «занудства» - всегда помнить про мелочи.

Подготовка яркой и сходу понятной неспециалистам презентации, умение выступить перед аудиторией – только финальные часы и пять минут (само выступление) длительной работы. Да, это нужно уметь, и здесь самое главное даже не дизайн, а способность выделить главное. Последнее дается с опытом, а опыт нарабатывается в годах кропотливого разбора информационного мусора.

Как-то так, я думаю.

Практикантке вчера я сказал, что могу предложить только целыми днями методично редактировать данные в базе в соответствии с определенными правилами. Она в ответ, конечно, загрустила. Тогда я, подумав, сказал, что есть еще одна работка: изучить выборку компаний, с которыми что-то не так (я дам эту выборку), сравнить ее с остальными, и найти какие-то закономерности. Какие закономерности могут найтись – я не знаю, но должны найтись, а я, в свою очередь, готов интерактивно помогать в этом процессе. На это девочка сказала, что – слишком сложно.