Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Север Карелии, который мы проигрываем. Уходим.

Проблема вовсе не в финансовом или материальном содержании малокомплектных школ Карелии, а в социально-экономическом угасании северных территорий республики. Родители двух малокомплектных школ в Лоухском районе – в посёлке Плотина и Амбарном - выступили против их закрытия. Ситуация изначально сложная. Понятно, родители не хотят, чтобы их детей каждый день возили в школы соседних поселений. И потому что нагрузка на детей увеличится (утром раньше встать, домой вернуться ближе к вечеру) и дороги здешние не самые безопасные. Потому и требовали мамы и папы от власти, чтобы обучение школьников организовано было по месту жительства. Органы местной власти, в чью компетенцию входит организация школьного обучения, понимая желание родителей, исходили однако из того, что муниципальный бюджет не в силах организовать нормальную работу Плотинской и Амбарнской малокомплектных школ. И потому что слишком дорого обходится содержание школьных зданий, и что не мене важно - нет возможности обеспечить кадр

Проблема вовсе не в финансовом или материальном содержании малокомплектных школ Карелии, а в социально-экономическом угасании северных территорий республики.

Родители двух малокомплектных школ в Лоухском районе – в посёлке Плотина и Амбарном - выступили против их закрытия. Ситуация изначально сложная. Понятно, родители не хотят, чтобы их детей каждый день возили в школы соседних поселений. И потому что нагрузка на детей увеличится (утром раньше встать, домой вернуться ближе к вечеру) и дороги здешние не самые безопасные. Потому и требовали мамы и папы от власти, чтобы обучение школьников организовано было по месту жительства.

Органы местной власти, в чью компетенцию входит организация школьного обучения, понимая желание родителей, исходили однако из того, что муниципальный бюджет не в силах организовать нормальную работу Плотинской и Амбарнской малокомплектных школ. И потому что слишком дорого обходится содержание школьных зданий, и что не мене важно - нет возможности обеспечить кадрами педагогов здешние школы.

Надо уточнить, что обе школы – муниципальные (как и все подобные в Карелии), учредителем их соответственно является администрация Лоухского района, которая действует самостоятельно и не подчиняется Министерству образования Карелии. Республиканский бюджет свою часть ответственности несёт за школы (программы обучения, кадровая работа, целевое финансирование), но как юридические лица они подчинены органам муниципальной власти.

И год от года «школьная нагрузка» на муниципальный бюджет растёт, в том числе и потому что сокращается численность учащихся. Ведь от того что последних становится меньше, расходы на коммунальные услуги, на содержание школьных зданий, на зарплаты сотрудников образовательных организаций не уменьшаются. Даже растут, поскольку все цены - и на жилищно-коммунальные услуги тоже - ползут вверх.

В посёлке Амбарном в 2023/2024 учебном году 9-й класс закончат два ученика, в первый класс придёт один школьник. В общем же по классам ситуация такова: по одному ученику - в первом, втором, третьем, четвёртом, пятом и девятом классах; по два ученика - в седьмом и восьмом классах; шестого класса вообще нет, учеников потому как нет. И уже сегодня известно, что в новом учебном году обучаться в Амбарнской школе будут всего десять детей.

В Плотинской школе, изначально рассчитанной на триста школьников (о далёких советских временах речь), сейчас учатся всего семеро школьников разного возраста, а в следующем 2023/2024 учебном году по прогнозам останется пятеро.

Общая сумма с учётом всех источников финансирования, которая направляется на одного ребенка обучающихся в Амбарнской, Плотинской и Сосновской школах, составляет более 1 млн рублей ежегодно. Для Лоухского муниципального бюджета суммы неподъёмные и оттого рост долгов по статье жилищно-коммунальных расходов практически неизбежен. Что и тащит руководство района к мысли об организации выездной формы обучения детей малокомплектных школ в соседних поселениях, где созданы нормальные условия для обучения школьников.

То есть, хочешь – не хочешь, а возить детей на учёбу в соседние посёлки всё равно придётся в ближайшей уже перспективе. Из посёлка Амбарного до посёлка Энгозеро, где функционирует школа отвечающая образовательным стандартам, чуть более 26 километров (по федеральному нормативу маршрут следования школьного автобуса не должен превышать 30 км в одну сторону). Расстояние не малое, и не менее важный вопрос: а насколько безопасна автомобильная дорога (состояние дорожного полотна в данный момент вызывает вопросы у населения, чего не скрывают и в администрации Лоухского района).

Но всё же главная проблема для детей и их родителей: получат ли ученики умирающих малокомплектных школ знания, которые потом откроют им двери в большую жизнь? В таких школах объективно нет учителей-предметников - и не будет - и потому работающие здесь учителя ведут все необходимые по программе предметы, делят между собой нагрузку. Они - герои, подвижники. Но не надо объяснять, что не всегда подобная «многостанковость» на пользу делу обучения школьников. Качество образования – под вопросом.

Публичный конфликт, возникший после того как родители Амбарнской школы, обратились с открытым письмом к органам власти, требуя сохранить школу в посёлке, отчасти разрешён сейчас (правительство и парламент Карелии ищут выход из ситуации), но сама проблема от этого никуда не делась.

Руководители местной и республиканской власти пообещали родителям не закрывать школы в посёлках, их сохранят, переведя в статус филиалов других образовательных организаций. Школа в посёлке Плотина станет филиалом Чупинской средней школы (недавно капитально отремонтированной и ничем не уступающей лучшим петрозаводским школам, нет тут и проблем с педагогическими кадрами). А Амбарнская школа юридически присоединится к Энгозерской. Что должно снять чрезмерную административную нагрузку с директоров и педагогов малокомплектных школ и создаст условия для перераспределения учебной нагрузки между ними.

Впрочем, юридическая реорганизация школ не решает проблему умирания поселений и при нынешней демографической динамике будущее поселений Амбарного, Плотина как и других похожих – печальное. Некого учить становится. А значит школы всё равно закроются здесь. Так что их филиальская организационная форма - лишь переходная (мягкая) форма к полном небытию. И это вовсе не проблема Минобразования Карелии. В капле воды (нынешние страсти вокруг малокомплектных школ) отражается социально-экономическая ситуация в республике в целом. Умирает экономика, разъезжается население. Разве тайна для кого-то, что северные районы Карелии давно обзлюжены. Поможет ли остановить этот негативный процесс включение северных территорий, в том числе и Лоухского района, в Арктическую зону с её экономическими преференциями, сказать сейчас невозможно.

Пока же происходит экономическая деградация обширной зоны Севера Карелии. За чем неизбежно следует социальное умирание территории. И как итог - более-менее активное местное население снимается с насиженных родных мест. Занавес.

Жизнь здешняя пока цепляется школьными корнями в посёлки. И надо считать полным безумием рвать эти хилые уже корни, если, конечно, думать о развитии территории. Заметьте, родители бьющиеся за свои малокомплектные школы выглядят в данной ситуации большими государственниками, чем муниципальные и государственные служащие. Таков парадокс.

Анатолий Цыганков