На прошлой неделе в украинском сегменте интернета начали тиражировать информацию о готовности отставных американских лётчиков сражаться против России в небесах Украины. Ссылались на отставного подполковника американских ВВС Дэна Хэмптона .
Дэн Хэмптон (позывной Two Dogs) служил в ВВС США с 1986 по 2006 годы и был пилотом истребителя F-16. За 20 лет он совершил 151 боевой вылет и набрал 726 часов полётов, приняв участие в операциях ВС США в Персидском заливе, Ираке и Югославии.
🔻Насколько сценарий привлечения отставных лётчиков реален?
С момента начала СВО на Украине действия США и союзников отличались размеренностью и последовательностью. Каждая поставка какого-либо нового вооружения или решение о задействовании наемников под видом добровольцев сопровождались информационной кампанией, направленной на проверку реакции России и подготовкой плацдарма к реализации плана.
Сейчас ситуация аналогична той, что была перед передачей дальнобойных гаубиц М777, высокоточных РСЗО HIMARS и М270 MLRS, БМП Bradley и танков Abrams и Leopard. Перед фактической отправкой шла оживленная дискуссия, подогревающая интерес украинской аудитории и формирование искусственного запроса к странам НАТО по поводу предоставления той или иной помощи.
Едва ли Дэн Хэмптон заявил бы о готовности участвовать в конфликте на стороне ВСУ вместе с другими лётчиками без санкции Белого дома. И уж точно едва ли подконтрольные государству СМИ начали бы целенаправленную кампанию по раскачке подобной истории. Хэмптон, скорее, подаёт пример для остальных.
Слова о перспективе привлечения частных компаний также неслучайны: сам он после отставки работал в ЧВК. Вариант использования штатных пилотов под видом наемников — идеальное прикрытие для властей США. Поэтому участие «бывших» американских летчиков в боях против России возможно.
🔻Чем чреват такой вариант?
Развитие событий в таком ключе фактически является подготовкой к будущей передаче на нужды воздушных сил Украины самолётов тактической авиации западного производства, включая F-16, Eurofighter Typhoon, Gripen и Mirage — особенно при затягивании боевых действий.
До того момента, пока украинские экипажи будут проходить обучение, «добровольцы-наемники» запросто смогут участвовать в конфликте на востоке Украины под видом украинских граждан, прошедших учебу в США. Таким образом страны Запада смогут наиболее плавно внедрить свои самолёты и нивелировать проблему отсутствия опытных пилотов в бою.
🔻Насколько велика угроза?
Действительно, в рядах стран НАТО есть опытные и способные лётчики, однако их возможности не стоит переоценивать (впрочем, как и нельзя недооценивать). Регулярная американская армия не участвовала в конфликтах высокой интенсивности со времён войн в Персидском заливе, Югославии и Ираке.
В 1990-х было подобие современной эшелонированной системы ПВО у иракской и югославской армий, при которых интенсивно задействовалась авиация. Опыт дальнейших конфликтов в Афганистане, Ираке, Ливии, и уж тем более борьба с ИГ, едва ли сюда подходит из-за разительно отличающейся концепции применения военно-воздушных сил.
С тех пор, когда американские летчики, такие как Хэмптон, участвовали в полноценной войне, прошло уже более 20 лет. Дэну Хэмптону в следующем году исполнится 60 лет. Каким бы опытным он не был, как бы хорошо он не знал свой истребитель, его реакция и физические возможности с годами, мягко говоря, снизились.
И опыт реального ведения боя против эшелонированной системы ПВО в условиях противостояния ещё и истребительной авиации противника придётся нарабатывать в поле.
Пилоты ВВС США и НАТО заточены на задействование в составе единой интегрированной системы управления боем. Та завязана на прямом взаимодействии между видами и родами вооруженных сил.
Авиационная группировка НАТО действует в соответствии с концепцией по подавлению ПВО противника — Suppression of Enemy Air Defenses или просто SEAD. Любая крупная операция США и союзников начиналась с борьбы со средствами противовоздушной обороны путем массированных ракетно-бомбовых ударов.
Стратегия НАТО заключается в уничтожении военно-воздушных сил и ПВО, которая при дальнейшем наступлении обеспечивает свободу в передвижении сухопутных войск и беспрепятственную поддержку с воздуха на поле боя. Яркий пример — операция ОВС НАТО «Объединенный защитник» в Ливии.
❗️Сочетание средств спутниковой, радиоэлектронной, радиотехнической разведки вместе с ударной составляющей авиации, флота, наземных сил и их комбинированное применение заложены в концепцию SEAD. Это принцип, построенный на элементарной логике. И увы, по непонятным для нас причинам, со стороны ВС РФ подобный подход был реализован, в лучшем случае, частично.
🔻Концепции тогда и сейчас
На Западе привыкли к всесторонней поддержке в ходе боя со всех компонентов вооруженных сил. В воздухе всегда действуют самолёты ДРЛО Е-3 или Е-7, боевого управления Е-8С, а разведавиация типа RQ-4B или RC-135W постоянно дежурят в воздухе.
Западные партнёры в случае поставки истребителей будут искусственно поддерживать умеренное количество самолетов, чтобы не допускать чрезмерной эскалации.
Концепция НАТО по подавлению ПВО построена на создании численного превосходства в авиации и проведении массированных ракетно-бомбовых ударов по территории противника в течение длительного времени.
Как бы не просили в Киеве, из-за риска бесповоротной эскалации конфликта предоставление сопоставимых объемов огневой поддержки едва ли возможно. Ставка, скорее, будет делаться на максимальное сковывание российской группировки войск и нанесение точечных ударов для вывода из строя критически важных объектов.
🔻Проблемы обучения
Вероятно, американцы из стран Запада станут первопроходцами, которые создадут прецедент для подготовки украинских экипажей на западных самолётах.
Но чтобы освоить всю программу обучения лётчиков в полном объеме в краткие сроки, потребуется больше времени, чем, например, при обучении танкистов или артиллеристов. Это отлично видно на примере подготовки экипажей самолетов советского образца на Украине. Да, опытных лётчиков хватает, но в достатке и тех, кто совершает фатальные ошибки в виду неопытности.
Усилия Запада оперативно подготовить ВСУ по стандартам НАТО вполне объяснимы, но обучить лётчиков — задача совершенно другая. Не говоря уж про отлаживание взаимодействия между ВВС и другими видами и родами ВСУ.
🔻Перспективы
Пилоты-одиночки, конечно, будут представлять угрозу на поле боя: от вчерашних украинских курсантов отличия у них серьёзные. Если будут делать ставку на реализацию концепции SEAD, то возникнет необходимость в значительном увеличении огневой мощи и задействованных сил и средств со стороны ОВС НАТО.
❗️Незаметно провернуть подобное невозможно, а это, повторимся, ведёт к ненужной Западу резкой эскалации обстановки.
Однако при затягивании вооружённого конфликта у стран Запада будет достаточно времени и для подготовки пилотов воздушных сил Украины, и для обучения своих лётчиков ведению боя на украинском ТВД. Да и цель по беспрестанному заработку на конфликте будет решаться.
Об участии американских пилотов в конфликте на Украине
29 марта 202329 мар 2023
697
5 мин
24