Сейчас этого никто не знает, и знать не собирается. Главное, чтобы вузы приносили прибыль ректорам и проверяющим. Но наступившие суровые годы военной операции показали, что высокообразованных в стране много, а как мобилизация, так гвалт такой поднимается, что некого мобилизовать. Тех нельзя, этим отсрочка, а с других вообще надо пылинки сдувать потому, что они талантливые. А ещё некому точить снаряды, делать ракеты, мины и бомбы.
Не хватает рабочих рук. Руководителей хоть пруд пруди, а пролетариата и крестьянства нет. Ни токарей, ни слесарей, ни электриков, стропальщиков, клёпальщиков. Никто не идёт в трактористы, столяры, плотники, доярки и скотники. Зато все хотят быть директорами, управленцами и магнатами.
Поэтому, как только весна, все старшекласники и их родители озабочены тем, в какой вуз поступить. По старой советской привычке думают, что если поступить в какой-нибудь вуз, то это уже путёвка в жизнь, в которой не надо будет ручки пачкать тяжелым ручным трудом. Кто побогаче, те своих детишек стразу же пристраивают на фабрики звёзд, лидеров и управленцев. По всей стране шныряют специальные шибздики, чтобы зазывать молодежь в кадровый лифт, что поднимает на самую верхотуру к роскоши и величию.
Но никто не посчитал, сколько стране нужно лидеров, управленцев и топ-менеджеров. И нужны ли этим счастливчикам вузовские дипломы. Да и сама цена диплома девальвирована настолько, что он ровным счетом никому из работодателей не интересен. Ибо, диплом не гарантирует какие-либо знания, умения и навыки человека. Все это понимают, но делают вид, что это совсем не важно.
Не хочется даже вспоминать, как это всё вдруг случилось. Как под западные фантазии о капиталистическом райском рынке в стране наплодили государственных и частных вузов, филиалов, факультетов и всяких вузовских подворотен, сарайчиков и подвалов. Потом спохватились, но было поздно, дипломов понавыдавали столько, что никто и не сосчитает.
Начальство смотрит на всё это, да только руками разводит, мол, мы проблему знаем, специалистов дадим. Поручения там всякие, указания и распоряжения множатся. Стопки бумаг, аж, под потолок лежат. Но, их уже никто и не читает. Спросишь, бывало, какого-нибудь важного управленца, что ж вы дальше-то себе думаете? Куда катитесь? Повращает он своими бельмесыми глазами, разведет руками, пожмет плечами, и ничего путного так и не скажет. Хоть плюй в глаза, всё бесполезно.
В общем, все про это всё знают, каждый день в телевизоре это видят, на своей шкуре чувствуют, но, что делать никто не говорит, а тем более, и не делает.
Поэтому вот вам мой хороший план:
1. Провести подсчет всех выданных вузовских дипломов с разбивкой по специальностям.
2. Посчитать число специалистов, необходимых стране в мирное и военное время для успешного решения военных и гражданских задач побед и процветания.
3. Поделить число нужных специалистов, на число дипломов, если окажется, что дипломов больше, то обладателей лишних дипломов мобилизовать и направить на нужные участки народного хозяйства, чтобы ударным трудом подтвердили свое образование. Кто не явится – диплом аннулировать. Тем, кто имеет пятнадцатилетний трудовой стаж по специальности, то их дипломы оставить в силе. Ветеранам труда, ударникам, награжденным, естественно, - тоже. Только, чур, без приписок и блата.
4. Впредь вести баланс трудовых ресурсов и сообразно ему образовывать вузы, профтехобразование и переобучение.
5. Частным вузам запретить продавать государственные дипломы и не учитывать их при назначении на государственные, высокооплачиваемые и общественно-значимые должности. Особенно важно запретить козырять иностранными дипломами, мы вообще не обязаны их учитывать, как это принято поступать на западе с нашими дипломами.
6. Освободить вузы от обязанностей юридических лиц, для этого вернуть централизованное государственное управление финансово-хозяйственной деятельностью вузов по единым нормативам и правилам социальной справедливости, неподкупности и законности.