14,8K подписчиков

Личности 1812 г. Партизан и поэт Денис Давыдов

1K прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Имя Дениса Давыдова широко известно даже тем, кто не увлекается военной историей. Партизан и поэт вошел в школьные учебники истории, о нем снят популярный в советское время фильм «Эскадрон гусар летучих», его стихи до сих пор читаются любителями поэзии и звучат в песнях. Этот человек оставил заметный след в истории, и у многих русских людей понятие «настоящий гусар» стразу же ассоциируется с именем Дениса Давыдова.

Денис Васильевич Давыдов (1784—1839) родился в в семье бригадира Василия Денисовича Давыдова, служившего под командованием знаменитого полководца А.В. Суворова. Семья Давыдовых вела свой род от татарского мурзы Минчака, перебравшегося в Москву в начале XV в. Коренной москвич, Денис, тем не менее, большую часть детства провел на украинской земле: его отец командовал Полтавским легкоконным полком. По общей традиции мужчин-дворян Денис рано приобщился к военному делу, стал блестящим наездником и фехтовальщиком. Но в это же время у подростка выработался определенный комплекс неполноценности из-за его маленького роста и круглого курносого лица. Этот комплекс сделал Дениса настоящим забиякой - его приводил в бешенство любой насмешливый взгляд.

С ранних лет готовившийся к военной карьере, Денис буквально боготворил самого знаменитого полководца того времени – Александра Суворова, с которым он был знаком лично. Денису исполнилось 9 лет, когда Александр Васильевич приехал к Давыдовым в гости. Суворов, оглядев двух сыновей Василия Денисовича, сказал, указывая на шустрого Дениса: «этот удалой, будет военным. Я не умру, а он уже три сражения выиграет». Про брата Дениса – Евдокима, полководец сказал, что тот пойдёт по гражданской службе. Эта встреча запомнилась Денису на всю жизнь.

После смерти Екатерины II и восшествии на престол Павла I, который не любил Суворова, благополучию Давыдовых пришёл конец. Проведенная ревизия Полтавского полка обнаружила недостачу в 100 тысяч рублей; Давыдова-старшего уволили, и по суду обязали выплатить эту сумму, хотя его вина была только в том, что он положился на честность своих интендантов. Пришлось продать имение. Со временем, выбравшись из долгов, отец купил небольшую подмосковную деревню Бородино около Можайска (во время Бородинского сражения деревня вместе с барским домом сгорела). Когда сыновья подросли, отец решил определить их в соответствии со словами Суворова: Дениса в кавалергарды, а его брата Евдокима - в архив Иностранной коллегии.

Таким образом, в 1801 году 17-летний Денис Давыдов поступил на службу в гвардейский Кавалергардский полк, находившийся в Петербурге. Причём, когда Денис явился в полк, дежурный офицер наотрез отказался его принять - из-за маленького роста; но Давыдов всё-таки добился своего: офицеры полка оценили обаяние и остроумие юноши, и сделали ему протекцию.

Карьера продвигалась быстро: осенью 1801 года Денис стал эстандарт-юнкером, в сентябре 1802 года Давыдов был произведен в корнеты, а в ноябре 1803 — в поручики. В это же время Денис начал писать стихи и басни, причем в своих баснях он очень едко высмеивал первых лиц государства. Но когда юный нахал в басне «Голова и Ноги» замахнулся на самого государя-императора, то тут же последовал перевод Дениса из столичной гвардии в провинциальный армейский гусарский полк, базировавшийся на Киевскую губернию. Такой перевод в то время считался серьезным наказанием: подобным образом с кавалергардами поступали только за очень большие провинности - трусость в бою, казнокрадство или шулерство в картах. А вот Давыдова наказали за стихи. Но Денису в гусарах понравилось: лихие пирушки, буйные шутки, показная лихость. Всё это давало молодому поэту тему для новых стихов, и теперь он воспевал в своих «зачашных песнях» гусарскую жизнь, оставив написание басен.

Денис Давыдов - кавалергард
Денис Давыдов - кавалергард

Однако Дениса Давыдова удручало то, что он, грезивший о боевой славе, едва не пропустил первую войну с Наполеоном. Гвардия принимала участие в сражениях с французами, а его гусарский полк нет; в результате молодой кавалерийский офицер, мечтавший о ратных подвигах, был вынужден оставаться в стороне от этих событий. И как раз в то время, как его брат Евдоким, бросивший гражданскую службу и поступивший в кавалергарды, успел прославиться под Аустерлицем. В безумной атаке кавалергардов на всю французскую армию в самый критический момент сражения Евдоким был тяжело ранен (получил пять сабельных, одну пулевую и одну штыковую раны), и попал в плен. Наполеон после сражения навестил лазарет, где лежал герой, имел с ним беседу; и эту беседу описали все европейские газеты.

Узнавший об этом Денис во что бы то ни стало решил попасть на войну. Причем действовал он совершенно по-гусарски. В ноябре 1806 года Давыдов ночью пробрался в спальню к фельдмаршалу М.Ф. Каменскому, только что назначенному главнокомандующим русской армии. Каменский, маленький, сухонький старичок в ночном колпаке, чуть не умер от шока, когда перед ним вдруг возник из темноты гусар, и потребовал немедленно отправить его на войну. Только «вылазка» наглеца оказалось напрасной: Каменский всего неделю прокомандовал армией. Он был снят с должности из-за помутнения рассудка: вышел к войску в заячьем тулупе, в платке и заявил: «Братцы, спасайтесь, кто как может…». Поговаривали, что он спятил именно после появления перед ним ночью Дениса Давыдова...

Однако известие об отчаянном хулигане-гусаре дошла до Марии Антоновны Нарышкиной, фаворитки государя, и она помогла горячему молодцу. В начале 1807 года Денис Давыдов был назначен адъютантом к генералу П.И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с лихим генералом. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим офицерам: «вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то - по коням!»…

Уже с 24 января 1807 года Денис Давыдов участвовал в боях с французами. В сражении при Прейсиш-Эйлау он находился при Багратионе, который появлялся со своим адъютантом на самых опасных и ответственных участках. Именно там Денису впервые пришлось узнать, что война – это не соревнование в лихости, а тяжелое и страшное дело. В тот день Давыдову пришлось участвовать в ожесточенной рубке с превосходящими силами противника, из которой молодой человек вышел с седой прядью в волосах. За этот бой Денис получил орден Святого Владимира IV степени, бурку от Багратиона и трофейную лошадь. И в последующих битвах Давыдов также отличился исключительной отвагой, за что был награжден не только орденами, но и очень почетной наградой - золотой саблей с надписью «За храбрость».

В самом конце кампании Давыдову довелось увидеть Наполеона. Тогда в Тильзите заключался мир между французским и русским императорами, и многие его не одобряли. Горячий Багратион, чтобы «не наломать дров», сказался больным и послал вместо себя Давыдова. Давыдов же очень обрадовался, увидев, что Наполеон еще ниже ростом, чем он сам.

Затем Денис Давыдов участвовал в русско-шведской войне. Зимой 1808 г. он в составе армии, действовавшей в Финляндии, прошёл в отряде знаменитого гусарского генерала Кульнева до Улеаборга, занял с казаками остров Карлоэ и, вернувшись к авангарду, прошел по льду Ботнического залива. В 1809 г., вновь состоя при князе Багратионе, командовавшем войсками в Молдавии, Давыдов участвовал в различных боевых операциях против турок, а затем, когда Багратион был сменен графом Каменским, поступил в авангард молдавской армии под начальство Кульнева.

К началу Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов числился подполковником в Ахтырском гусарском полку и находился в авангардных войсках генерала Васильчикова. Вместе с войсками отступал до Бородино, где 21 августа 1812 года, за пять дней до великого сражения, Денис Васильевич и предложил Багратиону идею партизанского отряда. Эту идею он позаимствовал у герильясов (испанских партизан), с которыми Наполеон не мог никак справиться; кроме того, как мне кажется (хотя об этом нигде не говорят), Давыдов не мог не знать о формировании самого первого русского партизанского отряда под Смоленском, которым командовал генерал Винценгероде. Логика партизанской войны, предложенная Давыдовым, была проста: ни одна армия мира не способна победить, не имея регулярного снабжения продовольствием, оружием, обмундированием и боеприпасами. И если отбирать у французов обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст Наполеону большие проблемы.

Багратион дал «добро» на партизанскую деятельность, однако ввиду подготовки к большому сражению Давыдову не выделили больших сил: вместо полка гусар и полка казаков, о которых просил Денис Васильевич, ему выделили всего 50 гусар и 80 казаков. Впоследствии выяснилось, что эта скупость командования пошла партизанам на пользу: такие небольшие силы было легче прокормить и проще спрятать от превосходящих войск врага; малый отряд более мобилен и подвижен, чем крупное подразделение.

Став партизаном, Денис Давыдов отпустил бороду, чтобы крестьяне не принимали его за француза
Став партизаном, Денис Давыдов отпустил бороду, чтобы крестьяне не принимали его за француза

Партизанская жизнь началась с неприятного открытия: в первую же ночь отряд Давыдова попал в засаду, устроенную крестьянами, и Денис чуть не погиб. Для Давыдова стало неожиданностью, что крестьяне плохо разбирались в деталях военной формы, которая у французов и русских была похожей, тем более, что русские офицеры разговаривали, как правило, по-французски. После этого случая Давыдов, чтобы крестьяне считали его своим, надел мужицкий кафтан и отпустил бороду. Правда, он впоследствии сменил костюм: на портрете кисти А. Орловского, написанном в 1814 г., Давыдов одет по кавказской моде – в чекмень и кавказскую шапку; вооружен партизан черкесской шашкой, каких у французов не было. Видимо, он это сделал, чтобы показать крестьянам, что он им не ровня, а все-таки - барин...

портрет кисти А. Орловского (1814 г.), Давыдов одет по-кавказски
портрет кисти А. Орловского (1814 г.), Давыдов одет по-кавказски

Малая численность отряда Давыдова не помешала ему одерживать крупные победы. Так, в одной из вылазок, он со своими 130 бойцами умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, фуру с патронами и девять фур с провиантом. Правда, его отряд не оставался малочисленным – он постоянно разрастался за счёт присоединяющихся крестьян и освобождённых пленных. Быстрые успехи партизан Давыдова убедили Кутузова в целесообразности партизанской войны, и полководец не замедлил дать ей более широкое развитие, постоянно присылая партизанам подкрепления. Второй раз Давыдов видел Наполеона, когда он со своими партизанами находился в лесу в засаде, и мимо него проехал дормез с Наполеоном. Но у Давыдова в тот момент было слишком мало сил, чтобы напасть на охрану императора. Наполеон люто ненавидел Давыдова за постоянное нарушение им снабжения французской армии и приказал при аресте расстрелять Дениса на месте. Ради его поимки он даже выделил отряд в две тысячи всадников при восьми обер-офицерах и одном штаб-офицере. Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами.

Нападение партизан Давыдова на французский отряд
Нападение партизан Давыдова на французский отряд

Одним из наиболее выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он, объединившись с другими партизанскими отрядами, взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; затем под городом Копысь Давыдов уничтожил французское кавалерийское депо, под Белыничами рассеял очередной неприятельский отряд, а затем, продолжая поиски до Немана, занял Гродно.

С изгнанием французов из России партизанская война была закончена, и Давыдов был прикомандирован к корпусу генерала Винценгероде, с которым участвовал в сражениях против Наполеона в Саксонии. В 1814 году Давыдов, командуя своим Ахтырским гусарским полком, находился при прусской армии Блюхера, участвовал с нею во всех крупных делах и особенно отличился в сражении при Ла-Ротьере. Вновь Денис Васильевич прославился на поле боя под Парижем. В том бою под ним было убито пять лошадей, но он вместе со своими людьми всё же прорвался сквозь гусар бригады Жакино к французской артиллерийской батарее, изрубил прислугу и захватил орудия, решив тем самым исход сражения. За этот подвиг Давыдову присвоили чин генерал-майора.

Ахтырские гусары Дениса Давыдова в атаке
Ахтырские гусары Дениса Давыдова в атаке

После окончания войны у Дениса Давыдова начались неприятности. Вначале его отправили командовать драгунской бригадой, которая стояла под Киевом. Как всякий гусар, Денис был горячим патриотом легкой кавалерии, и более тяжелых драгун презирал. Соответственно, это назначение бывший партизан посчитал обидой. Затем Денису Васильевичу сообщили, что чин генерал-майора ему присвоен по ошибке, и он всего лишь полковник. И в довершение всего, полковника Давыдова перевели служить в Орловскую губернию командиром конно-егерской бригады. Это стало последней каплей, так как он должен был лишиться своей гордости - гусарских усов (егерям усы не полагались). И тогда разъяренный гусар написал письмо императору, что выполнить приказ не может из-за усов. Денис Васильевич ждал отставки и опалы, однако царь, когда ему докладывали о письме Давыдова, случайно оказался в хорошем расположении духа: «Ну что ж! Пусть остаётся гусаром». И назначил Дениса Васильевича в гусарский полк - с возвращением чина генерал-майора!

В 1815 году Давыдов был начальника штаба сначала в 7-м, а потом в 3-м корпусе; одновременно он занимался литературной деятельностью. Еще дважды Давыдову довелось поучаствовать в войнах: в 1827 году в боях против персов, а в 1831 году — против польских мятежников. В последней войне Давыдов взял город Владимир-Волынский, за что получил орден Анны I-й степени.

В 1819 г Денис Васильевич, наконец-то, женился (за предыдущую жизнь он пережил целый ряд любовных романов, но все они закончились весьма печально). Женился Давыдов на Софье Чирковой, дочери покойного генерала, уже выходившей из принятого тогда возраста невесты (ей было уже 24 года, Давыдову же исполнилось 35 лет). Семья и появившиеся дети (всего в браке Дениса и Софьи родилось девять детей) изменили характер бывшего партизана, теперь для него семейные дела были важнее службы и военных приключений.

Генерал-лейтенант Давыдов в последние годы жизни
Генерал-лейтенант Давыдов в последние годы жизни

Чтобы находиться дома, возле жены, Давыдов то и дело сказывался больным и уходил в многомесячные отпуска. А после польской компании 47-летний Денис Васильевич и вовсе подал в отставку. Отставки, правда, ему не дали, но и службой больше не утруждали; фактически, в этот период вся его служба ограничивалась ношением генерал-лейтенантского мундира.

Последние годы жизни Д.В. Давыдов провел в усадьбе Верхняя Маза, принадлежавшей жене поэта, Софье Николаевне Чирковой. Здесь он продолжал заниматься творчеством, вел обширную переписку с М.Н. Загоскиным, А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, другими писателями и издателями. Выписывал книги из-за границы, охотился, писал военно-исторические записки, занимался воспитанием детей и домашним хозяйством. В общем, жил в своё удовольствие. Как человек, Давыдов пользовался большими симпатиями окружающих. По словам князя П.А. Вяземского, Давыдов до самой кончины сохранил изумительную молодость сердца и нрава. Веселость его была заразительна и увлекательна; он был душой дружеских бесед.

Денис Васильевич скончался 22 апреля (4 мая) 1839 года, в неполные 55 лет. Причем, его можно было спасти, если бы послали за врачом сразу, как с ним случился удар. Однако отличавшаяся бережливостью супруга не захотела вечером в ливень отправлять в дорогу лошадь, опасаясь, что она переломает ноги. Считала, что «с Денисом Васильевичем обойдется, до утра потерпит»; а вот не дотерпел…

Умер Давыдов в своей усадьбе Верхняя Маза, но затем прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря. Жена, Софья Николаевна, пережила Дениса Васильевича более чем на 40 лет...

Дополнение для любителей поэзии: песни на стихи Дениса Давыдова

(эпизоды из фильма «Эскадрон гусар летучих»)

Список других статей канала, посвященных наполеоновской эпохе, находится здесь

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.