Автор Сергей Даниэлян
"Нас много, а мест мало. Нас много, а штанов мало. Тут один выход, Григорий. Нас должно меньше быть...".
©Михаил Жванецкий
Господа, ждём г-на Френкеля. Сейчас начнём, просьба не расходиться. "Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил не расходиться!".
А я вчера получил посылочку от Френкеля! Да. Баночка инжирового варенья. Красиво упакованная. Очень трогательно. Правда, внутри была открытка странного содержания. "Милая моя Зульфия! До сих пор вспоминаю наши жаркие ночи в Самарканде...". Господа! Какой реприманд неожиданный! Дальше не читал, разорвал тут же. Разорвал к чёртовой матери. Да, сейчас жалею. Кусочки в мусорном ведре. Может, собрать? Вот эти наши интеллигентные порывы, блин. Так мы с вами и не узнаем, что было с Зульфиёй. Жаркие ночи в Самарканде?! Не уз-на-ем! Я как первый раз его увидел - сразу всё понял. Котяра! Ладно, не моё дело.
Лёш! Вы здесь? Да. Лёша, много жалоб на вас, мой дорогой. Пропускаете запятые, кавычки не закрываете! Я всё диктую правильно. Стеклянный, оловянный, деревянный. Как понять про кавычки? Лёша, я всегда рассчитываю на ваш музыкальный слух. Такие вещи приходится объяснять человеку с музыкальной фамилией Френкель? Поехали, мой дорогой. Сегодня шуток не будет. Будет битва. Поехали...
Лёша, я тут бросил клич, мол, пишите в личку вопросы, которые вас интересуют. Есть много индивидуальных вопросов и я на них уже отвечаю каждому. Но, Лёша, все остальные вопросы - как под копирку. Кто-то пишет со стеснением, кто-то нагловато, но суть следующая. Ах, какая безнадёга! Что же делать тем из нас, кто не обладает пробивными качествами, не лижет задницу и не умеет лебезить перед режиссёрами? Вот буквально так. Это ж как надо было превратно меня понять, чтобы...
Лёша, я вас уже услышал. Конечно, это защитная реакция. Мозг блокирует и ищет поводы для оправдания своей незанятости. Или, ещё хуже, занятости, но желания делать куда больше и глобальнее. Никто из сценаристов, с которыми мне довелось работать, не опускались до полировки чьей-либо задницы. Я бы с ними просто не работал. Но Его Величество Случай существует.
А ещё, помимо случая, существуют нормальные связи и общение в сообществах кинематографистов. Кто-то кому-то дал что-то прочесть. Это нормально. А потом кто-то кому-то что-то порекомендовал. Что в этом плохого? Но если вас никто и никому никогда не рекомендовал, то вывод неутешителен.
Алексей, отвлекусь на секунду и вспомню прекрасные курсы Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они набирали актёрские курсы и режиссёрские, а большая часть обучения проходила совместно. Гениально! Они потом в советском кино не только прекрасно знали друг друга, но и снимали и приглашали. Да, это была принципиальная политика Герасимова. Но это общение есть и во ВГИКе и на Высших Курсах. Где его результаты? Лёша, это я не вам, а в воздух.
Как это ни прискорбно, но долгие годы творческие профессии носили сакральный, дополнительный смысл и оттенок. Это всегда плохо, ибо профессии творческие, а легко могут быть и невостребованными. Многие годы актёры были выразителями этой невостребованности. Их не хотели и их не снимали. Лёша, вы гораздо моложе меня и вы не помните и не работали в советском кино.
Я работал. Далеко и давно. На студии Азербайджан-фильм. Знаете ли вы, что режиссёр, снимая, получал гонорар, после съёмок некоторое время 50% от этого гонорара и ещё несколько месяцев просто зарплату?! Если он, конечно, был штатным режиссёром студии. Как бы студия была виновата в том, что он сидел без работы, а его этой работой могли обеспечить далеко не всегда! Пипец. Вот откуда ноги растут. Нет, ноги растут, конечно, из сталинских творческих союзов, но это производная. Явная производная!
Сейчас ситуация со скрипом меняется, но психология притормаживает.
Лет 15 назад был бум на юристов, сейчас устаканивается рынок. Была мода на финансистов, рынок и её отрегулировал. Но вот куда рынок отчаянно и изо всех сил не пускают, так это в творческие профессии. С артистами разобрались ещё в советское время. Для них организовали, простите, богадельню под названием Театр-Студия Киноактёра.
Я там часто бывал, зрелище жалкое, но полезное. Был знаменитый кинолекторий на Воровского. Делали программы Товарищ Кино, вручали артистам ролики и они разъезжали по необъятной стране с концертами. "Концерт" громко сказано, но их любили по старым фильмам, они собирали залы. Поддержка, материальная поддержка. Хотя, были настоящие мужики, которые тихо решали свои проблемы.
Владимир Сергеевич Ивашов работал на стройке, потихоньку от всех. Там он и надорвался и потихоньку умер. Каждый по-разному. Многие сделали озвучание картин своей второй, а потом уже и основной профессией. Тяжело выживали. А потому, что система была идиотская. Не от сборов в прокате, а по чётким ставкам. Ставки были большие, но далеко не у всех. Народный СССР получал до 100 за съёмочный день. Лёша, я жил в это время. Это почти зарплата молодого инженера. Но вот ты вылетел из обоймы и всё. Умные актёры всегда стремились работать в театре. Иметь дом и подрабатывать в кино. Их судьба складывалась куда более счастливо. Но за их плечами были театральные ВУЗы. И только подлый ВГИК не думал о будущем этих людей. Их готовили для кино и только. Трагедия. У меня есть список актёров, которые ушли из жизни, так и не уместив этот идиотизм в своей голове.
Алексей, я разошёлся, но мне их всех искренне жаль. Время, однако, изменилось. Головы и их содержимое стали другими, а многие родимые пятна остались. Рынок вроде начинает регулировать ситуацию, но настроения в головах не меняются. Для многих сценаристов, а мы с них начали, нет чётких критериев, по которым они могли бы понять, что они сценаристы и никакой ошибки в том нет. Но если критерии укажут обратное, то они всё равно в это не поверят. Так устроен человек.
Лёша у меня всё похолодело внутри, но я сейчас скажу. Ведь именно для этого и была задумана вся серия заметок. Вы со мной? Вы крутой, Френкель! А Зульфие что передать? Какой? Эх, Лёха...
Господа сценаристы! А с какого бодуна вы все себя записали в сценаристы, решили только этой профессией себе зарабатывать на жизнь?! А если этот процесс не складывается, то вы обвиняете весь мир в этой несправедливости, но только не себя?! И если вам непонятны критерии, по которым ваши коллеги находят себе работу, то вы готовы объяснить себе причину их успеха только за счёт наличия у них качеств, которые вы презрительно называете "умением жить"?! Лёшка, разбегаемся...
Чо, тихо? Френкель, вы где? А. Я думал, что коряга здоровенная лежит. Чо делать будем? Диктую дальше? Какие-то они тормознутые... Может, я успею всю заметку додиктовать? Давайте, попробуем.
Лёша, а ведь и не рисовал им картину про "безнадёгу". Я как раз упоминал о том, что есть уверенные в себе фрилансеры и есть не очень уверенные профессионалы, которым необходимо помочь. Только и всего. Свободные работают на свой страх и риск, у них приличная фильмография, они ассоциируются с неплохими фильмами. Тут всё понятно. Мы не о них будем разговор вести. Тем более, что они мне вопросов не задавали и ответов, естественно, не ждут.
Поговорим о тех, кто действительно умеет писать, но плохо ориентируется на рынке труда. Про тех, кто не умеет писать и говорить нечего. Надо менять профессию, хотя бы на время. Если получится, то и в сфере кино. Со временем у них будут ответы на все вопросы. Когда-нибудь они прекратят врать самим себе. Но если они этого никогда не поймут, то большая беда случиться может. Не хочу даже думать. Лёша, жестоко? Да. Имею право. Я сейчас сижу дома, безвылазно. Но могу позвонить в бухгалтерию и вы подъедете к ним взглянуть на мою трудовую книжку! Ох, вас ждёт сюрприз. Лёша, я ведь до 35 лет и не занимался интеллектуальным трудом. Там, в книжке, всё в рабочих специальностях. Нет, я имею право. К чёрту. Когда я в 1985 году приехал в столицу, то работал на стройке лимитчиком. Бегал по городу с бидонами краски в перемазанном бушлате. Имею право.
Ладно, давайте про тех, кто реально пишет, но психика не наглая, осторожная. Им трудно. Агентов у нас в настоящем понимании мало. А вот сценарные агентства есть. Уже есть. Я бы подробно рассказал про Стардаст, но выяснилось, что многие с ним уже сотрудничают и это весьма неплохо. Это ли не выход из положения для сценариста, которого я призывал пройти все ступеньки, поработать в команде, набраться опыта и, при наличии способностей, двигаться дальше.
Я не делаю рекламу Нелли Яраловой, её многие знают и обращаются. Вот и для моего шефа она сейчас пишет пару проектов точно. Я не в курсе, но знаю, что работа идёт. Ну, не Стардаст, есть и другие. Сценаристы, которые жалуются на жизнь! Вам туда! Не знаю, как нарисовать стрелку, но вам - ТУДА. Там хорошо. Там есть редакторы, которые вас не дадут в обиду, выслушают, подберут. Не знаю сейчас редакторов, давно не общались, но помню Машу Шухову, Юлю Разумовскую и других.
Для тех, кто не хочет в одиночестве бродить по джунглям кинорынка - вам туда. Ну, а те, кто крут и уверенно себя чувствует, поигрывая мускулатурой, кто уверен в себе - одиночного плавания. Самое страшное во все этой истории... Что, Лёша? Правильно! Точно себя оценить. Если перепутал или переоценил - беда будет. Если кто-то из сценаристов уверен в том, что попадая в агентство, он навсегда отказывается от создания больших проектов, то он ошибается. Работайте, результат будет. Честное слово. Одно точно. Вы окажетесь внутри системы координат и критериев, по которым вы, в основном, сможете себя оценить. Или, как минимум, прицениться.
Лёша, имеет смысл прерваться и подождать обратную реакцию. Какой она будет? Не знаю...
КОНЕЦ