Кажется, они были повсюду совсем недавно. Мы их любили, покупали или собирались купить, брали на заметку, думали, что они с нами навсегда...
За годы плавания в парфюмерных интернетах у меня накопилась подборка пропавших ароматов из совсем недавнего прошлого, по которым больше всего тоскуют.
Здесь я не говорю о совсем старинных, легендарных. Нет — эта статья о чемпионах ностальгии, созданных 10-20-30 лет назад, когда отличных парфюмов уже было немало, а регуляторы еще не так лютовали с запретами. Они интересны хотя бы тем, что сумели запомниться во времена, когда конкуренция была гораздо выше, чем в предшествующие десятилетия. Это ароматы времен парфюмерного изобилия, которые завоевали сердца поклонниц в честной борьбе.
Конечно, у меня нет какой-то достоверной статистики по воспоминаниям, а просто накопившиеся наблюдения. Я выбирала духи, которые чаще других вспоминают, обсуждают, ищут замену, чье снятие у бывших обладателей вызывает самые сильные чувства и заставляет писать воистину поэтические отзывы на ушедших любимцев.
Первая и моя любимая — Vivara Emilio Pucci 2007 года — мелькнула кометой на парфюмерном небосклоне и пропала без следа. Когда-то, очаровавшись доносящимися от старшей коллеги нотами, я купила флакончик и извела его в рекордные сроки. А потом захотела повторить — а все, нет Вивары, и возвращаться не собирается. Оставшиеся в обращении флаконы стоят неприличных денег, да и тех не найдешь. Кстати старая-престарая Вивара 60-х годов, с совсем другой композицией, даже более доступна и дешева.
Замены этой красавице я так и не нашла, и сколько попадалось мне обсуждений от фанатов Вивары — другим тоже не встретилось стопроцентных аналогов. Ведь там в составе ноты амаретто, гальбанума, нарцисса и вообще все в безумном сочетании! Свежая и терпкая, горькая и пронзительная, она такая (была) одна…
Sensi Giorgio Armani, может быть, и не самый выдающийся из миндальных ароматов, но у него есть своя армия поклонниц, и заслуженно. Такой мягкий, домашний, уютный, не переслащенный, не перепудренный, и не побоюсь этого слова, не переминдаленный, в самый раз. Правда, я не позволила себе слишком увлечься, потому что познакомилась с ним уже спустя годы после снятия.
Сами понимаете, нет ничего страшнее для парфюмана, чем влюбиться в ушедший аромат. Сенси постоянно возникает в темах о снятостях, которых жальче всего, в темах о замечательных миндальных ароматах, и армия тоскующих поклонников продолжает прибывать, несмотря на снятие.
Какое-то время назад, когда я за ним охотилась, я наткнулась на бешеное количество явных и не очень подделок, что косвенно свидетельствует о его популярности. Так что будьте начеку.
Kingdom Alexander McQueen. Сразу признаюсь: не пробовала, не слышала и даже в руках не крутила, знаю только, что он где-то в чем-то схож с Дюной Диора, от которой у меня аж подгибаются коленки. А включила я его сюда потому, что не раз натыкалась в соцсетях ( в том числе среди европейской публики) на посты и опросы, где Кингдом был в числе первых, и часть народа посвящала ему оды, а другая ругательски ругала. Поэтому меня поставлен в очередь на пробу, раз такой из себя весь противоречивый. Но какой флакон — что у оригинала, что у лимитированных версий, такая переливчатая фруктовая долька, руки так и чешутся…
Еще один предмет народной скорби — Theorema Fendi. Это парфюм из той увесистой категории, который может (вернее мог, пока не сняли) стать основой гардероба, или вообще остаться единственным. Он принадлежит к той же солидной породе, что и Синема, Дольче Вита или Поэма, к последним из могикан, из богатых и продуманных ароматов недавнего прошлого.
Как я гонялась за ним, чтобы попробовать — это отдельная история. Сначала я исхитрилась купить онлайн крошечный остаток во флаконе, где на дне плескался буквально миллиметр жидкости (зато дешево). Но посылку стащили из-под двери, так что я его даже не пощупала (воровство посылок в Америке — вещь популярная). Затем мне удалось купить на каком-то развале версию Theorema Esprit d'Ete, облегченную и урезанную, чтобы хоть составить представление. И вышло так, что за этим маленьким флакончиком потянулись одновременно я и еще одна дама, причем я удачно схватилась за нижнюю часть, а она за крышечку, и мы одновременно рванули. В итоге я осталась с флакончиком без крышки, а мадам, ворча, удалилась с крышечкой, так и не отдала! И только значительно позже я разжилась таки настоящей, полной миниатюркой оригинальной Теоремы и распробовала-таки в чем тут соль.
Chloe Innocence. Я познакомилась с ним благодаря другому аромату, аналогу — Shiseido Energizing. Мне они показались похожими как близнецы, хотя настоящие, тру-поклонники Innocence утверждают, что разница есть. Теперь и Шисейдо уже пополнил отряд снятостей, но он хотя бы еще кое-как доступен. А какой у них обоих тонкий строгий шлейф, а какой оригинальный и лаконичный дизайн! За снятие таких ароматов надо карать по всей строгости.
Organza Indecence Givenchy, или Неприличная Органза. Еще один источник тоски для тех, кто ее познал и утратил.
У этого аромата, правда, выходило переиздание в конце нулевых, но уж в таком убогом флаконе, и по отзывам попробовавших — урезанное и ощипанное в парфюмерном плане. Оригинальный, старый вариант я обоняла, и, вопреки указанным в пирамиде нотам, мне он в основном пах сладкими фисташками и пряностями, но не как типичная гурманская вода, а по-взрослому, раскатисто и с размахом.
Ну а теперь великая и шикарная Sicily Dolce&Gabbana. Я немного не согласна с любителями, которые ценят ее прежде всего за ноту банана — это, строго говоря, не банан, а газ, который выделяют бананы при созревании, запах банановой кожуры снаружи, ну или это только мне так слышится. Конечно, это не моноаромат, все что надо там присутствует, цветы да специи, однако меня однажды, когда я с ним переборщила, заподозрили, что я злоупотребляю банановым ликером на рабочем месте (а я даже не знала, что такой ликер бывает).
Производители, кстати, сжалились, и пару лет назад выпустили для поклонниц новую Сицилию, в линейке Velvet, то есть дорогущую. Но судя по отзывам, там опять что-то обстригли в пирамиде, новая версия уже не торт, и так далее. Я бы купила, но я до такой степени экономила и тряслась над своим флаконом-старичком, что мне вроде бы и не надо, у меня есть.
Midnight Poison Dior. Несмотря на то, что пачули я очень уважаю, здесь стенания фанатов я не совсем разделяю. Несомненно, я не согласна с поспешным снятием любимых народом ароматов при малейшей смене тренда или полупроцентном падении продаж, ведь парфюм — это все-таки культурное явление, а не просто запах. Но все же здесь, я считаю, больше роль играет репутация бренда, привычка именно к этой композиции и общий хайп, в то время как достойных розно-пачуливевых ароматов на замену довольно много.
Я его пробовала, знаю, и считаю, что бешеные деньги, которые просят за оставшиеся флакончики — просто безобразие. А с другой стороны — представьте, как было бы здорово собрать все классические Яды в лучшем исполнении, в лучших версиях, и чахнуть над стройным рядом этих пузатеньких пузырьков…
Вдогонку к полночному яду — Elle от Yves Saint Lauren, такой же пачулиевый и многими желанный товарищ, который был заменой вышеупомянутого Диора, пока не канул в лету. Ярко-розовый флакончик его в свое время казался вызывающим, но все познается в сравнении и во времени.
И почти последний в списке ароматов, по которым больше всего скучают — L'Or de Torrente — редчайшая редкость, божественно прекрасный флакон и кофейность, которую уже давно не делают. Я его обоняла всего однажды, еще в совсем сопливом возрасте, и не могу описать и расченить на ноты по памяти, только помню, что он мне понравился и я о нем возмечтала.
К сожалению, мечтам не суждено было сбыться — дважды я обожглась, пытаясь купить это произведение искусства с рук: раз мне прислали пробник, где было налито нечто убойно-сладкое и явно не то, а в другой раз я получила реальный флакон, который совершенно варварски раскурочили и влили туда чуть ли не чистый спирт. Так что пока берегу нервы и жду пока он сам поплывет в руки.
Итак, получилось девять заветных парфюмов, а о еще одном таком же разывскиваемом публикой, и, главное, моем любимом Margaretha Ley Escada я писала ранее.