В сеть слили незавершенный «Ампир V» по Виктору Пелевину. По словам режиссера Виктора Гинзбурга, кино в официальной редакции будет летом. Автора тревожит, что зрителя запутает слитый черновик. Но не факт, что так случится, кино и так уже цельное и сильное. Может, слив – это попытка авторов показать вариант до политической цензуры. В любом случае перед нами эксклюзив.
Начало по книге. Юный неудачник Рома (Павел Табаков), следуя надписи на асфальте, заходит в особняк, где дядька в маске передает ему древнего врастающего в нёбо доисторического симбионта, которого называют Язык. Павел теперь вампир Рама Второй и получает особняк в подарок.
Куратор Митра Шестой (Оксимирон, включенный в реестр иностранных агентов Минюста РФ) вводит новичка в курс дела, затем подключаются другие наставники, от которых герой узнает, что вампиры в основном сосут не кровь, а баблос, что производит общество потребления всякий момент, когда человек хотя бы думает о деньгах и гламуре. Тут же у Митры завязывается мелодрама с Герой, которая тоже новичок в мире вампиров.
Слив якобы черновика перед премьерой выглядит постмодерн-трюком, зарифмованным с историей 2006 года, когда издание книги предварял выброс в сеть текста Пелевина, который ругали за неряшливость. Тогда текст на бумаге почти не изменился, но пропало знаковое появление Вавилена Татарского из «Generation П», тайна миссии лабрадора Кони.
Гинзбург делает то, чего хотят фанаты, возвращает на экран Владимира Епифанцева в роли Вавы Татарского, фиксируя родство двух фильмов.
Ваву представляют как земного мужа великой богини, каким он стал в «Generation П». Но говорят, что пост больше церемониальный, а как главный креативщик Вава исписался: повторы, самоцитирование. Да еще... тут идет та самая фраза, в которой Ваву обвиняют за ситуацию с соседней страной, вызвавшая недовольство в Минкульте.
В новой редакции «Ампир V», возможно, для галочки появятся новые сцены, но точно исчезнут фразы, не прошедшие полит-цензуру, из-за которой наверняка и застопорилась премьера. И хорошо, что можно увидеть исходный вариант фильма.
В 2011 году Виктор Гинзбург снял не шикарный, на грани артхаусной «бэшки», но странным образом удачный «Generation П». «Ампир V» тоже удался. Хорошо, это картины одного автора, они выглядят родственно, мирами одной Вселенной. И этой мифологии нужно продолжение.
На этом пути есть препятствия. В 2021 году Фонд Кино устроил конфликт, требуя вернуть деньги, в 2022 году слился американский дистрибутор, возникла проблема с прокаткой якобы из-за возрастного ценза.
Дело скорее не в возрасте, а в постмодерн-иронии над историей России в 90-х и новом веке. Фразу про соседнюю страну пару раз переписывали, но не факт, что Родина прогиб засчитала, также есть пассаж о временной ненужности в столице народной республики профессоров социологии.
Да еще слова почти из книжки – с темнейшей интонацией, под пролет камеры над ночными башнями Кремля, передающие дух времени.
«Любовь отвергает свободу. Любовь порождает преданность. А преданность требует верности. Я люблю нашу империю. Ее гламур, рожденный в жестоком обществе и ее дискурс, выкованный в вечной мерзлоте... Спешите жить. Ибо придет день, когда небо лопнет по швам и свет, ярости которого мы даже не можем себе представить, ворвется в наш тихий дом и забудет нас навсегда».
Рома, как и рекламщик Татарский в «Generation П», сближается с Иштар. Правда, в вампирской истории ее образ слегка иной. Тут же во всей красе человеческая обслуга культа – халдеи, золоченые маски и прочие детали.
Из этой же Вселенной «Священная книга оборотня» с пришедшим из «Generation П» Псом-смерть (его имя по законам нельзя называть) в образе гэбэшника. Также пес Александр есть в рассказах «Принц Госплана» и «Проблема верволка в средней полосе», где-то близко стоит роман «Числа». В то же время у «Ампир V» есть продолжение «Бэтман Аполло».
Эта Вселенная достаточно велика, чтобы попытаться сделать нечто цельное в кино или в телесериале. Ранее говорили, что Гинзбург прогнозировал сериал по «Бэтман Аполло». А пока у нас есть второй по счету фильм, и это уже в два раза больше, чем было. И хорошо.
Гинзбург бережно обошелся с текстом. И главное, что все понятно, без суеты и занудства. В итоге вышла сатира на неолиберализм, на российскую популистскую клептократию, на иные купи-продажные системы, о которых можно часами спорить в ресторане Le Yeltsine ivre («Пьяный Ельцин»), у фасада которого стоит смотрящий на Белый дом танк.
Если сравнивать с супергеройскими кино, «Ампир V» близок умному и психоделичному «Легиону» Marvel. В разборках тут важна не физическая сила, а способность заглянуть за грань реальности, ирония, сарказм, способность декламировать и сочинять стихи как в шикарном эпизоде-баттле с участием упомянутого рэпера.
Одно из элегантных качеств фильма его невысокий бюджет (460 млн руб.), при котором все солидно на уровне сценария, режиссуры, актеров, декораций, грима, костюмов, саундтрека.
Хотя в плане музыки лучше делать упор на российский материал, вроде подошедшего вампирам «Ангела дождя» от «Аквариума» (а вот песню «За того парня» считаю этической ошибкой). С мыслей потребителя о неком российском тиктокере можно качать цистерны баблоса, но а кому в РФ нужна группа Muse? От нее только падение надоев.
По визуалу «Ампир V» тоже близок к «Generation П». Местами графика на грани районной ТВ-рекламы. Может, ее доработают? Но в основном все в порядке. Тут не нужны спецэффекты кинокомиксов, скорее уместны чудачества в духе артхауса, третьего «Твин Пикса». Графика у Гинзбурга, с психоделикой как в калейдоскопе, с полосато-тягучим искрящим разноцветием индейских отваров, где-то рядом. И примерно так стоит воспринимать весь фильм, все-таки это авторское произведение.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!