Найти в Дзене
Ликбез

Начала государственного интервеницонизма

Роберт Уолпол, 1742
Роберт Уолпол, 1742

Сильвестр Завадский. "Государство благоденствия"

Довольно распространено мнение, что Англия как «государство благоденствия» сформировалась в период лейбористских правительств после второй мировой войны [1]. Некоторые авторы обращаются даже к более раннему периоду, считая реформы Д. Чемберлена в 70-х годах XIX в., а затем реформы либерального правительства в 1906—1914 гг. стадией созревания «государства благоденствия». Однако они согласны с тем, что 1945 г. и период правления партии лейбористов являются периодом окончательного формирования «государства благоденствия».

В противоположность этому некоторые авторы утверждают, что «государство благоденствия» в Англии существовало уже в XVIII и XIX столетиях, а реформы, проведенные после второй мировой войны, не являются чем-то новым [М. Р. О. Purcell, The Modern Welfare State, цит. по: M. Hirszowicz, op. cit., s. 194.]. Точно так же Д. Робертc заявляет, что уже в XVIII в. правительство вигов сэра Роберта Уолпола, а позже правительство тори У. Питта занимались не только обороной и судопроизводством, но и делали многое для «низших классов». По его мнению, возникновение характерного для «государства благоденствия» коллективизма следует связывать с еще более ранним периодом, а именно с викторианской эпохой [D. Roberts, Victorian Origins of the British Welfare State New Haven, 1960, p. VII.].

Подобное различие во мнениях существует и в вопросе установления времени возникновения «государства благоденствия» в Соединенных Штатах Америки. Сравнительно чаще встречается точка зрения, что период Нового курса означал вступление Соединенных Штатов Америки на путь «государства благоденствия» [2]. Однако высказываются и сомнения относительно того, что Соединенные Штаты Америки даже на современной стадии развития, когда государственный интервенционизм значительно более развит, можно зачислить в число «государств благоденствия». Имеется и прямо противоположная точка зрения, что социальные услуги, как и экономическое вмешательство государства, не являются, по сути дела, чем-то новым и что Соединенные Штаты Америки по меньшей мере полтора столетия уже могут рассматриваться как «государство благоденствия» [3]. Различия между предыдущим и настоящим периодами только количественные, просто границы вмешательства государства расширились. Иногда создается впечатление, что эти утверждения означают желание сторонников концепции «государства благоденствия» подкрепить свою точку зрения историческими аргументами, чтобы выстоять против сильных нападок со стороны сторонников неолиберальных взглядов [4].

Довольно распространена точка зрения, что пионером «государства благоденствия» и его наиболее развитым примером является Англия [См. Н. Zink, Modern Governments, Toronto — New York— London, 1958, p. 178.]. Стрэчи, однако, на первое место ставит Швецию [5]. У. Петерсон, который во главу угла кладет критерий перераспределения национального дохода, приходит к выводу, что в этом отношении Франция обогнала Англию, несмотря на то что последняя считается классическим примером «государства благоденствия». Коул, а также проф. Цинк в число пионеров «государства благоденствия» наряду с Англией зачисляют Германию [6], хотя большинство современных западногерманских теоретиков относится отрицательно к этому определению, рассматривая Западную Германию не как «Wohlfahrtsstaat», («государство благоденствия»), а как «sozialer Rechtstaat» («социальное правовое государство»).

Выяснение этих различий (иногда, по сути дела, кажущихся) требовало бы анализа процесса формирования концепции «государства благоденствия» в каждой из капиталистических стран в отдельности. Этот процесс содержит в себе много специфических элементов, обусловленных степенью развития капитализма, расстановкой классовых сил, историческими традициями в конкретных странах. Он протекает неравномерно и, подобно тому как некогда было с либеральной концепцией государства, находится на различных стадиях принятия и осуществления. Как правило, практика опережает теорию, создавая основу для обобщения.

Не имея возможности сделать такой всесторонний анализ и предоставляя это историкам политико-правовых доктрин, мы остановимся только на тех событиях (в международном масштабе, а не в рамках какой-либо одной страны), которые справедливо рассматриваются как проявление формирования концепции «государства благоденствия» и которые способствовали ее дальнейшему развитию. К таким событиям следует отнести:

1. Период социальных реформ Бисмарка в Германии.

2. Период общественных реформ 1906—1914 гг. в Англии.

3. Период Нового курса Рузвельта в США.

4. Период правления лейбористской партии в Англии: с 1945 по 1950 г.

________

1 М. Стюарт пишет: «Проведенные в Великобритании в 1945 г. в широком масштабе общественные реформы определяют термином «государство благоденствия» (см. М. Stewart, Modern Forms of Government, London, 1959, p. 15).

2 Такого взгляда придерживается Г. Ласки. См. «The American Democracy, London, 1949, p. 177. Ср. Е. В. Schultz, Essentials of Government, Prentice Hall, Inc. Englewood Cliffs, N. Y., 1958. cp. K. Lоewenstein, Die Staatspolitische Entwicklung in den Vereinigten Staaten 1933—1954, Jahrbuch des offentlichen Rechts, Tubingen, 1955, Bd. VI, S. 150.

3 J. M. G. Burns and J. W. Peltasоn, Government by the People, N. Y., 1964, p. 148. Против этой тенденции «ревизии» истории, ведущей иногда к полному стиранию различий между ролью государства в XIX в. и его нынешним положением в обществе, возражает Вудард в статье «Reality and Social Reform and the Transition from Laissez-Faire to the Welfare State», «The Yale Law Journal», 1962, № 2, p. 290.

4 Примером такого рода аргументации может быть работа Э. Ростова, в которой автор ссылается на 70-летнюю традицию американского интервенционизма (см. Е. v. Rostow, Planning for Freedom, New Haven, 1959).

5 См. J. Strachey, The End of Empire, London, 1959, p.230—231. Нельзя сомневаться в том, что сформулированная в 1933 г. антикризисная программа социал-демократического правительства в Швеции, предусматривающая широкое развитие социальных услуг и поддерживаемая аграриями, принятая также либералами и консерваторами, значительно опережала программу действия партии лейбористов (см. D. A. Rustоw, The Politics of Compromise, Study of Parties and Cabinet Government in Sweden, Princeton University Press, 1955, p. 3).

6 См. Н. Zink, Modern..., p. 479. Беккерат даже утверждает, что конституционную монархию в Германии перед 1918 г. можно рассматривать как «государство благоденствия» (ср. Grossindustrie und Gesellschaftsordnung, Tubingen — Zurich, 1954, S. 49). О зачатках «государства благоденствия» в Австрии после первой мировой войны (во времена Первой республики) и о его возрождении после второй мировой войны пишет Э. Мэрц (Е. Marz, Zur okonornischen Struktur des osterreichischen Wohlfahrtsstaates, «Zeitschrift fur Nationalokonomie», 1957, № 2—3, S. 310).