Время ли нас изменило или мы изменились со временем, но я как-то трепетнее стала относиться к советским фильмам. Если раньше в приоритете были масс шедевры в стиле made in USA, сработанные по всем голливудским стандартам, то теперь сердце тянется к своему родному советскому искусству.
То ли это ностальгия по давно ушедшему времени, где мы были молоды и счастливы, то ли из подсознательного протеста против гонений всего русского на Западе. Но у меня, наверное, и первое и второе в одном флаконе… Есть и еще одна причина, лично у меня.
Советские фильмы эпохи позднего социализма во многом лишены былой политизированности довоенного и послевоенного периода. Они очень реалистично воспроизводят нашу бытовую жизнь того периода. Когда смотришь эти фильмы, прямо как в машине времени перемещаешься.
Меня всегда радуют незначительные мелочи, которые замечаешь в малозначительном эпизоде: платьице знакомое - похожее носили в детстве, прическу как в молодости у мамы; мебель, шторы или лампа как в родительском доме... Сердце захлестывает теплая волна воспоминаний о своем детстве, родителях, о юношеских мечтах, о стране, где было больше света, душевного тепла и надежды на лучшее.
Каждый из нас, кто родился в СССР, знает и любит фильм Никиты Михалкова «Родня». Милая семейная комедия с небольшой грустинкой. Сюжет пересказывать не буду, потому что хотя бы раз вы смотрели этот фильм, тем более его часто повторяют по разным каналам.
Не буду устраивать психологический разбор главных и второстепенных героев, отмечать, что понравилось и что нет, я не кинокритик. Просто поделюсь новыми свежими впечатлениями и мыслями, навеянными недавним, не помню уже каким по счету просмотром этого фильма.
Во-первых, с грустью констатирую, что таких великолепных актеров как Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Юрий Богатырев, Иван Бортник, Андрей Петров мы уже никогда не увидим в нашем кино. Современным так не сыграть никогда! Современные – они из другого теста слеплены, сериального.
Кстати, только с последнего просмотра разглядела, кто же так колоритно сыграл кичеватого байкера Варелика – оказалось, режиссер Владимир Хотиненко.
А еще меня неожиданно поразили чистые пронзительные глаза молодого Олега Меньшикова. Господи, что время с людьми и большими артистами делает…. Как больно видеть сейчас его бездарную игру и пустые глаза.
Во-вторых, с высоты прожитого полтинника с хвостиком, взглядом уже опытной женщины отмечаю, какие же мы бабы дуры! Послал вот Бог не очень счастливой женщине за 50 (ее играет неподражаемая Нонна Мордюкова) нормального мужика в лице попутчика по купе (актер Андрей Петров), а она нос воротит–интеллигентные ухаживания ее пугают. Непривычна она к мужскому вниманию, не видела настоящей заботы и ласки от мужчин.
Вот достойный кандидат в мужья, который для нее все готов сделать и не предаст, не унизит изменами, как первый и единственный, которого больше жизни любила и сама прогнала. А она все по своему непутевому бывшему страдает (Иван Бортник).
Наверное, это отголосок вековых русских традиций жалеть слабого и убогого (а алкоголик такой и есть! как многие женщины живут с ними, любят и терпят, мне никогда не понять).
Так и хочется крикнуть – остановись, глупая, включи мозги и дай возможность сделать тебя счастливой. Но счастье для такой настоящей русской бабы - это делать счастливыми других, забывая о себе. Пусть нелепо, пусть грубовато, но искренне и страстно помогать другим, взяв под свое материнское крыло.
В-третьих, в этот раз неприятные эмоции почему-то вызвал город, где живет непутевая Нина (Светлана Крючкова). Хотя и лето, и много солнца и комических ситуаций происходит много. А вот какое-то отторжение он вызывает (отметила его непривлекательность, тоскливые запустелые парки и депрессивные многоэтажки, словно на краю света, где нет людей, но слышен радостно орущий стадион и рев взлетающего лайнера). Решила узнать, где это снималось, полезла в Википедию и очень удивилась - это Днепропетровск 1981 года... прямо символизм какой-то.
Ну, и последнее. До слез тронула финальная сцена на вокзале – проводы молодых новобранцев. Аналогия с сегодняшним днем разрывала сердце – едут молодые ребята, едут служить. А родители плачут и обнимают, как в последний раз… Какая пророческая сцена. И вот эта сцена прощания заставляет всех объединиться, забыть прошлые обиды, почувствовать, что важнее семьи и близких нет ничего на этом свете.
Там на этом вокзале, нет своих и чужих, там мы все РОДНЯ.