Сегодня хотела написать не на медицинскую тему, а, скорее, на психологическую, про взаимоотношения в коллективе. А именно про перенесение своих личных конфликтов и проблем в рабочую атмосферу.
Каждый из нас переживает проблемы по-разному. Кто-то уходит в себя, кому-то нужно, чтобы его выслушали, кто-то злится и обижается на весь мир, а некоторые стараются смеяться. Да-да. Именно смеяться. Много и громко шутить, создавать комичные ситуации и т.д. Это своеобразная защитная реакция, как и все остальные проявления.
У нас в клинике очень небольшой коллектив. Как я уже писала, все среднего возраста. У каждого из нас есть или дети-подростки, или престарелые родители, или проблемы со здоровьем у близких или у самого себя. А иногда и все сразу. И, конечно, существует постоянный стресс. И надо как-то с ним бороться, иначе закипит и взорвется.
Но почему-то, борьба со своим личным стрессом у некоторых наших коллег происходит на работе и очень сильно влияет на общее настроение в коллективе.
Эмоции, с которыми приходит человек на работу влияют не только на его рабочий процесс, но и на работу его коллег.
А в силу нашей профессии, связанной с постоянным контактом с пациентами, высокой ответственностью и возможными техническими сложностями, стресса у нас в работе и так предостаточно.
И если в кабинете с пациентом приходится как-то сдерживать свои эмоции, то вне кабинета они вырывается наружу. И направлены обычно на "самое слабое звено" из коллектива.
В нашем коллективе "слабым звеном" является тот человек, который вошел в него последним. Так было всегда и остается сейчас.
Даже, если он работает уже год-два, то есть далеко не новичок и владеет всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, то все равно виноват в чем-нибудь. Иногда вина заключается только в плохом настроении оппонента! Не так сказал, не так ответил, не так сделал. Другие возможные виновники даже не рассматриваются. И эти обвинения далеко не всегда являются рациональными, что бывает очень обидно.
Пользуясь тем, что "слабое звено" не ответит в том же духе, некоторые позволяют себе обидеть и оскорбить, зло и неуместно пошутить, накричать. Даже без должного повода.
Все мы изучали профессиональную этику и являемся взрослыми и элементарно воспитанными людьми. Так почему же некоторые пытаются снять свой стресс за счет перекладывания его на другого?
На это у меня есть несколько вариантов ответов:
1. Это удобно. Можно выплеснуть плохое настроение, и с большой долей вероятности оппонент не ответит тем же. Так как в большинстве случаев присутствует субординация. Но можно и нарваться в ответ.
2. Самоутверждение за счет коллег. Скорее всего сам инициатор конфликта вне работы является тем самым "слабым звеном". А так не хочется!
3. Придать себе значимость. То есть, повысить самооценку. У человека сильно занижена самооценка. Прежде всего, самому себе нужно доказать свою нужность и важность. А сделать это легче всего с помощью принижения достоинств и обесценивания "слабого звена" или просто нижестоящих по должности. С сильными страшновато как-то. Можно и не доказать.
4. Выплеск эмоций в процессе конфликта. На работу пришел и ушел. А дома хочется спокойствия. Дома нельзя...
Но, в любом случае, такое поведение говорит об отсутствии самоконтроля и воспитания.
Как же сохранять спокойствие, если в коллективе присутствует такой сотрудник?
Начнем с самого безобидного:
1) Спокойно, не повышая голос, тактично отстаивайте свою позицию.
2) Не позволяйте унижать и оскорблять себя. Спокойно, но уверенно остановите оппонента.
3) В мыслях пожалейте и посочувствуйте ему, глядя прямо в глаза. Если пойти на открытый конфликт, то можно даже сказать, как вам его жалко.
4) Отзеркаливайте движения и позы. Это очень здорово работает в такой ситуации. Тут, главное, не рассмеяться.
5) Подарите книгу о профессиональной этике. Это толстый намек на тонкие обстоятельства))).
А вообще, если у меня складывается тяжелый рабочий день в любом смысле этого слова, то я успокаиваю себя, что он скоро обязательно закончится! Это очень помогает спокойно доработать смену даже при очень напряженной обстановке коллективе.
А у вас на работе есть такие сотрудники? Как вы справляетесь со своими эмоциями?
Свои вопросы вы можете задать здесь:
Похожие статьи: