Найти тему
Другая Москва

Метро Ташкента — подземный оазис Средней Азии.

Большинство читателей, конечно, знают, что системы метро в СССР строили как одни из самых красивых и удобных в мире. Но чаще при этом упоминают московское или питерское метро (вполне заслуженно). Иногда вспоминают киевское (центральные станции там тоже были хороши). Но за кадром обычно остаётся метро Ташкента. Оно строилось в унылые с точки зрения эстетики брежневские годы, и многим кажется, что оно должно быть таким же унылым в архитектурном плане, как и другие станции метро СССР, построенные в те же годы. Но это вовсе не так! И хотя в нём часто видны те же элементы, что применялись в те годы во всех метрополитенах Союза, декор станций уникален для той поры.

Станция "Космонавтов" ташкентского метро.
Станция "Космонавтов" ташкентского метро.

Метро в Ташкенте стало шестым по счёту в СССР (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку и Харькова). Начали его строить в 1968 году, почти сразу после разрушительного землетрясения 1966 года в Ташкенте, как часть программы восстановления города. Строили его сразу с учётом сейсмичности региона. Говорят, что конструкции ташкентского метро рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов. Впрочем, с тех пор в регионе не было даже семибалльных землетрясений. Недавнее землетрясение в 5-6 баллов метро Ташкента пережило без проблем.

Схема ташкентского метро на 2022 год. Серым обозначены строящиеся станции.
Первая линия на схеме, разумеется, красного цвета — как и везде в СССР.
Схема ташкентского метро на 2022 год. Серым обозначены строящиеся станции. Первая линия на схеме, разумеется, красного цвета — как и везде в СССР.

Строить метро начали с Чиланзарской линии, названной по одному из районов Ташкента. По советской традиции первую линию окрасили в красный цвет. Первый участок Чиланзарской линии от станции "Сабира Рахимова" (ныне "Алмазар") до станции "Октябрьской Революции" (ныне "Сквер Амира Тимура") с 9 станциями, электродепо и Домом связи был введён в эксплуатацию 6 ноября 1977 года, к юбилею революции.

Открытие ташкентского метро в ноябре 1977 года. Станция Чиланзар.
Открытие ташкентского метро в ноябре 1977 года. Станция Чиланзар.

Второй участок Чиланзарской линии от станции "Октябрьской Революции" (ныне "Cквер Амира Тимура") до станции "Максима Горького" (ныне "Великий Шёлковый Путь") достроили быстро: участок с 3 станциями вступил в строй уже 18 августа 1980 года.

Марка почты СССР "Станция метро площадь им. В.И. Ленина" 1979 года.
Марка почты СССР "Станция метро площадь им. В.И. Ленина" 1979 года.

Это была первая метросистема в Средней Азии, и до постройки метро в Алма-Ате в 2011 году она была единственной в этом регионе.
Постепенно система развилась до 3-х линий, а в 2019 году в городе начали строить четвёртую — надземную кольцевую линию: первую новую линию с момента распада СССР.

Практически все станции ташкентского метро неглубокие, оформлены с национальными мотивами, и даже самые обычные "сороконожки", которые в Москве в те годы выглядели, как из одного инкубатора, там имеют свой колорит. Но на освещении там нынче экономят. Да и сам город Ташкент вечером вовсе не так ярко освещён, как Москва или другие крупные города России.

При Исламе Каримове (первом президенте Узбекистана) в метро Ташкента было нельзя фотографировать: штрафовали многих, а вообще могли наказать вплоть до ареста на несколько суток. Поэтому фото тех времён очень редкие и не очень качественные. Но в 2018 году, слава Аллаху, разум восторжествовал, и запрет на любительское фото сняли. Поэтому теперь в ташкентском метро можно всё фотографировать спокойно (кроме полицейских). Однако система входа в метро и сегодня достаточно необычна, и однозначно не подходит для больших пассажиропотоков.
Дело в том, что на входе всех, у кого есть хотя бы небольшие сумочки (даже дамские), обыскивает полицейский. Местных обыскивают выборочно, но туристов (если поймут, что вы турист) стараются проверять. Это они объясняют "заботой о безопасности", конечно! Там повсюду также висят подобные объявления, как на узбекском, так и на русском:

"Бдительность — требование времени."
"Бдительность — требование времени."

После того, как вы прошли этого полицейского, стоят турникеты, вход через которые теперь только бесконтактным образом (до 2020 были жетоны). Ныне вход по транспортным картам (типа "Тройки"), либо по бумажке с куаркодом, который для вас сгенерируют при оплате в кассе. Стоимость разового проезда на сегодня составляет 1400 сумов
(около 10 рублей).

Турникеты и будка (похоже, дизайна ещё конца 1960-х, с национальным узором наверху). Правее виден тот самый полицейский на входе.
Турникеты и будка (похоже, дизайна ещё конца 1960-х, с национальным узором наверху). Правее виден тот самый полицейский на входе.

Так сегодня выглядит одноразовый билет на вход:

Одноразовый билет на вход в метро Ташкента, 2023 год.
Одноразовый билет на вход в метро Ташкента, 2023 год.

Существуют и автоматы по продаже или пополнению транспортных карт:

Автомат по продаже или пополнению транспортных карт в метро Ташкента, 2023 год.
Автомат по продаже или пополнению транспортных карт в метро Ташкента, 2023 год.

Карта стоит 15000 сум (примерно 100р — как 10 поездок в метро). Но одноразовый билет вы в таком не купите: их можно купить только в кассе.

Метро соединяет все основные ключевые точки города (включая вокзал), за исключением аэропорта, и в этом смысле оно эффективно, хотя станции расположены достаточно далеко друг от друга. Правда, поезда там ходят достаточно редко, раз в 5-10 минут. Поезда ходят как старых серий (в том числе "обновлённые" старые, так и новые, недавно закупленные в России "Москва-2019" (листайте галерею):

Самые интересные по оформлению, конечно, в основном центральные станции советской постройки. Выше на фото вы как раз видите одну из очень красивых центральных станций "Площадь независимости" (бывшая "Площадь Ленина"). Она тоже колонного типа, как и многие станции, построенные в то время. Верхняя часть колонн оформлена в национальном стиле. Но она заметно выше простой "сороконожки"!
Этот объём сразу ощущается. На фото, возможно, это не так заметно.
Станция чем-то напоминает "Кропоткинскую" в Москве.
Ниже в галерее ещё её фото, на которой это видно получше:

Самая центральная станция на сегодня — "Сквер Амира Тимура", и хотя она не самая впечатляющая (в основе обычная "сороконожка"), но оформлена она разными национальными орнаментами:

Станция названа в честь Амира Тимура (Тамерлана), тюрко–монгольского завоевателя, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана и Средней Азии. В честь него теперь много чего названо в Узбекистане: их идеологи теперь вещают народу, что это он основал впервые узбекскую государственность (хотя в те времена даже понятия "узбек" не существовало).
Впрочем, государство (
империю Тимуридов) он действительно создал, и в него входила часть территории нынешнего Узбекистана.
Однако
оно не было государством узбеков.
На площади над станцией теперь стоит памятник Тамерлану.

До 1992 года станция называлась "Октябрьской революции", а до 1995 — "Центральный сквер". Однако оформление этой станции до 1992 года было ещё интереснее! Его уничтожили в 1990-е годы по идеологическим причинам: на этой станции это был декор в виде революционного народа, встающего на борьбу на фоне знамён. Вот такого плана:

Демонтированное панно на станции "Сквер Амира Тимура" (бывшей "Октябрьской революции") ташкентского метро.
Демонтированное панно на станции "Сквер Амира Тимура" (бывшей "Октябрьской революции") ташкентского метро.

С этой станции можно перейти на станцию "Юнуса Раджаби", названную в честь советского узбекского композитора, построенную уже после распада СССР в 2001 году в составе Юнусабадской линии, но запроектированную ещё при Союзе под названием "Первомайская".
Это самая глубокая (24 метра) и самая высокая (7 метров) станция Ташкентского метро. Станция очень эффектная:

Есть в ташкентском метро не только колонные, но и односводчатые станции, тоже очень красиво оформленные. Вот, например, станция "Хамид Алимджан" с очень красивыми майоликами, названная в честь узбекского поэта и драматурга (листайте галерею):

Особенно мне на ней понравились светильники!
Проектное название станции было "Московская".

Кстати, в Ташкенте существует городская легенда, будто строить метро начали команды московских и ленинградских метростроевцев, и те на волне соперничества двух столиц спроектировали станции лучше, чем у себя. Подтверждений этой легенде я не нашёл, но то, что на строительстве метро Ташкента работали спецы Метростроя со всего Союза — это факт.

Есть и ещё интересные "сороконожки" в метро Ташкента. Например, станция "Пахтакор" ("Хлопкороб" в переводе). На стене очень красивые майоликовые панно в национальном стиле, а у входов есть мозаики на тему одноимённой футбольной команды:

Наземный же её вестибюль (весьма редкое в Ташкенте явление, в основном входы в метро там из подземных переходов) выглядит вообще как летающая тарелка с узбекскими мотивами:

Наземный вестибюль станции "Пахтакор" ташкентского метро.
Наземный вестибюль станции "Пахтакор" ташкентского метро.

Но, пожалуй, самая красивая "сороконожка" — это станция "Космонавтов", оформленная на космическую тематику, как вы понимаете. Стеклянные (вероятно, отделанные стеклом) необычные колонны смотрятся очень эффектно, а все станционные стены отделаны майоликой тёмно-синей гаммы с "космическими" вставками. Листайте карусель:

Кстати, некоторые переходы в метро Ташкента также напоминают какие-то космические шлюзы:

Но, на мой взгляд, самой красивой станцией Ташкентского метро является станция "Алишера Навои".
Станция построена ещё в советское время, в 1984 году. Названа в честь одного из известнейших поэтов Востока, суфия, а также государственного деятеля тимуридского Хорасана — Алишера Навои.
Интерьер станции украшен орнаментами в технике "гирих" и в исламской стилистике работы художников Р. Мухамаджонова и А. Рахимова.
Карнизы украшены традиционным национальным орнаментом.
В стенах зала установлены панно из сюжетов "Хамсы" Навои.
Даже переход к этой станции с другой ветки оформлен майоликовыми панно на тему произведений Навои:

Дальше ещё над эскалатором расположено огромное майоликовое панно:

Ну а когда вы выходите на станцию впервые, вы буквально замираете от красоты, которая вам открывается:

Станция чем-то напоминает одновременно "Маяковскую" и "Кропоткинскую" в Москве. Но с национальными мотивами. На стенах разместились такие майоликовые панно с сюжетами произведений Навои:

Вот ещё необычно оформленная станция "Дружба народов" (проектное название "Комсомольская"):

Интересна она ещё и тем, что её успели переименовать в "Бунёкдор" в честь одноимённого футбольного клуба, попутно уничтожив на станционной стене гербы всех республик СССР, заменив их на нечто абстрактное или просто закрыв гранитом:

С 6 августа 2008 года по 3 мая 2018 года станция носила название "Бунёдкор". В 2018 году после смерти Ислама Каримова у местных властей, видимо, в головах всё-таки что-то прояснилось на тему того, что "Дружбу народов" уж совсем некрасиво уничтожать.
Название "Дружбы народов" вернули, но гербы так и не вернули.

Ну и напоследок покажу вам несколько не центральных, но тоже весьма интересно оформленных станций метро Ташкента.

Вот станция Чиланзар, давшая название Чиланзарской ветке:

Станция интересна не только своими люстрами, но и целой серией необычных майоликовых панно из серии "жизнь советского Узбекистана":

Также довольно интересна и станция "Ташкент", которая находится под основным ЖД-вокзалом Ташкента.

На стенах тоже ряд майоликовых панно:

Довольно интересна своими светильниками и станция "Новза" (бывшая "Хамза"):

Станция "Новза" ("Хамза") ташкентского метро.
Станция "Новза" ("Хамза") ташкентского метро.

Изначально станция называлась "Хамза" в честь узбекского писателя-соцреалиста Хамзы Ниязи, убитого разгневанной толпой за то, что организовал в кишлаке на 8-е марта акцию с массовым сбросом паранджей. Хамзу (узбека по национальности!) из узбекской топонимики нынешняя власть вычистила полностью.

А вот ещё была там станция "Чкаловская" у авиазавода имени Чкалова:

Станция "Дружба" ("Чкаловская") ташкентского метро.
Станция "Дружба" ("Чкаловская") ташкентского метро.

Сам авиазавод сюда эвакуировали в войну из подмосковных Химок, и он стал одним из крупнейших в Советском Союзе. Но какое авиастроение в "независимом" Узбекистане? Огромное предприятие было закрыто в 2012, и на его площадях теперь делаются простые товары для населения и сдаются площади в аренду. В том же году станцию переименовали в "Дустлик" ("Дружба").

Барельеф о перелёте Чкалова в США в ташкентском метро был демонтирован.
Барельеф о перелёте Чкалова в США в ташкентском метро был демонтирован.

Такая вот "дружба", что даже самолёты-памятники и стелу с макетом Ил-76 у проходной завода демонтировали, как демонтировали в переходе метро и барельеф о перелёте Чкалова в США (даже немного странно: ведь он летал к нынешним хозяевам узбекского руководства!).

Вот такая по-своему уникальная система метро в Ташкенте, построенная всеми силами огромной страны, память о которой местные царьки так старательно выпиливают из топонимики.

А современные наземные станции начатой ташкентской кольцевой линии пока ничем особенным в архитектуре не отличились. Так выглядит, к примеру, наземная станция "Дружба-2":

Станция "Дружба-2" ташкентского метро.
Станция "Дружба-2" ташкентского метро.

Но хорошо, что метро Ташкента в целом развивается, в отличие от тех же Тбилиси или Еревана, где оно выглядит совсем грустно.

#история #архитектура #ташкент #метро #транспорт #строительство #метрострой #узбекистан #путешествия

=================================================

"Рыбов" теперь показывают и в московском метро на Большой Кольцевой линии!
Dr. Moskauer4 марта 2023
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — Рижская.
Dr. Moskauer24 мая 2022
Московские лайфхаки. Что бывает, если забыл или не смог валидировать карту на входе или выходе с МЦД.
Dr. Moskauer13 июня 2022