Большинство читателей, конечно, знают, что системы метро в СССР строили как одни из самых красивых и удобных в мире. Но чаще при этом упоминают московское или питерское метро (вполне заслуженно). Иногда вспоминают киевское (центральные станции там тоже были хороши). Но за кадром обычно остаётся метро Ташкента. Оно строилось в унылые с точки зрения эстетики брежневские годы, и многим кажется, что оно должно быть таким же унылым в архитектурном плане, как и другие станции метро СССР, построенные в те же годы. Но это вовсе не так! И хотя в нём часто видны те же элементы, что применялись в те годы во всех метрополитенах Союза, декор станций уникален для той поры.
Метро в Ташкенте стало шестым по счёту в СССР (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку и Харькова). Начали его строить в 1968 году, почти сразу после разрушительного землетрясения 1966 года в Ташкенте, как часть программы восстановления города. Строили его сразу с учётом сейсмичности региона. Говорят, что конструкции ташкентского метро рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов. Впрочем, с тех пор в регионе не было даже семибалльных землетрясений. Недавнее землетрясение в 5-6 баллов метро Ташкента пережило без проблем.
Строить метро начали с Чиланзарской линии, названной по одному из районов Ташкента. По советской традиции первую линию окрасили в красный цвет. Первый участок Чиланзарской линии от станции "Сабира Рахимова" (ныне "Алмазар") до станции "Октябрьской Революции" (ныне "Сквер Амира Тимура") с 9 станциями, электродепо и Домом связи был введён в эксплуатацию 6 ноября 1977 года, к юбилею революции.
Второй участок Чиланзарской линии от станции "Октябрьской Революции" (ныне "Cквер Амира Тимура") до станции "Максима Горького" (ныне "Великий Шёлковый Путь") достроили быстро: участок с 3 станциями вступил в строй уже 18 августа 1980 года.
Это была первая метросистема в Средней Азии, и до постройки метро в Алма-Ате в 2011 году она была единственной в этом регионе.
Постепенно система развилась до 3-х линий, а в 2019 году в городе начали строить четвёртую — надземную кольцевую линию: первую новую линию с момента распада СССР.
Практически все станции ташкентского метро неглубокие, оформлены с национальными мотивами, и даже самые обычные "сороконожки", которые в Москве в те годы выглядели, как из одного инкубатора, там имеют свой колорит. Но на освещении там нынче экономят. Да и сам город Ташкент вечером вовсе не так ярко освещён, как Москва или другие крупные города России.
При Исламе Каримове (первом президенте Узбекистана) в метро Ташкента было нельзя фотографировать: штрафовали многих, а вообще могли наказать вплоть до ареста на несколько суток. Поэтому фото тех времён очень редкие и не очень качественные. Но в 2018 году, слава Аллаху, разум восторжествовал, и запрет на любительское фото сняли. Поэтому теперь в ташкентском метро можно всё фотографировать спокойно (кроме полицейских). Однако система входа в метро и сегодня достаточно необычна, и однозначно не подходит для больших пассажиропотоков.
Дело в том, что на входе всех, у кого есть хотя бы небольшие сумочки (даже дамские), обыскивает полицейский. Местных обыскивают выборочно, но туристов (если поймут, что вы турист) стараются проверять. Это они объясняют "заботой о безопасности", конечно! Там повсюду также висят подобные объявления, как на узбекском, так и на русском:
После того, как вы прошли этого полицейского, стоят турникеты, вход через которые теперь только бесконтактным образом (до 2020 были жетоны). Ныне вход по транспортным картам (типа "Тройки"), либо по бумажке с куаркодом, который для вас сгенерируют при оплате в кассе. Стоимость разового проезда на сегодня составляет 1400 сумов
(около 10 рублей).
Так сегодня выглядит одноразовый билет на вход:
Существуют и автоматы по продаже или пополнению транспортных карт:
Карта стоит 15000 сум (примерно 100р — как 10 поездок в метро). Но одноразовый билет вы в таком не купите: их можно купить только в кассе.
Метро соединяет все основные ключевые точки города (включая вокзал), за исключением аэропорта, и в этом смысле оно эффективно, хотя станции расположены достаточно далеко друг от друга. Правда, поезда там ходят достаточно редко, раз в 5-10 минут. Поезда ходят как старых серий (в том числе "обновлённые" старые, так и новые, недавно закупленные в России "Москва-2019" (листайте галерею):
Самые интересные по оформлению, конечно, в основном центральные станции советской постройки. Выше на фото вы как раз видите одну из очень красивых центральных станций "Площадь независимости" (бывшая "Площадь Ленина"). Она тоже колонного типа, как и многие станции, построенные в то время. Верхняя часть колонн оформлена в национальном стиле. Но она заметно выше простой "сороконожки"!
Этот объём сразу ощущается. На фото, возможно, это не так заметно.
Станция чем-то напоминает "Кропоткинскую" в Москве.
Ниже в галерее ещё её фото, на которой это видно получше:
Самая центральная станция на сегодня — "Сквер Амира Тимура", и хотя она не самая впечатляющая (в основе обычная "сороконожка"), но оформлена она разными национальными орнаментами:
Станция названа в честь Амира Тимура (Тамерлана), тюрко–монгольского завоевателя, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана и Средней Азии. В честь него теперь много чего названо в Узбекистане: их идеологи теперь вещают народу, что это он основал впервые узбекскую государственность (хотя в те времена даже понятия "узбек" не существовало).
Впрочем, государство (империю Тимуридов) он действительно создал, и в него входила часть территории нынешнего Узбекистана.
Однако оно не было государством узбеков.
На площади над станцией теперь стоит памятник Тамерлану.
До 1992 года станция называлась "Октябрьской революции", а до 1995 — "Центральный сквер". Однако оформление этой станции до 1992 года было ещё интереснее! Его уничтожили в 1990-е годы по идеологическим причинам: на этой станции это был декор в виде революционного народа, встающего на борьбу на фоне знамён. Вот такого плана:
С этой станции можно перейти на станцию "Юнуса Раджаби", названную в честь советского узбекского композитора, построенную уже после распада СССР в 2001 году в составе Юнусабадской линии, но запроектированную ещё при Союзе под названием "Первомайская".
Это самая глубокая (24 метра) и самая высокая (7 метров) станция Ташкентского метро. Станция очень эффектная:
Есть в ташкентском метро не только колонные, но и односводчатые станции, тоже очень красиво оформленные. Вот, например, станция "Хамид Алимджан" с очень красивыми майоликами, названная в честь узбекского поэта и драматурга (листайте галерею):
Особенно мне на ней понравились светильники!
Проектное название станции было "Московская".
Кстати, в Ташкенте существует городская легенда, будто строить метро начали команды московских и ленинградских метростроевцев, и те на волне соперничества двух столиц спроектировали станции лучше, чем у себя. Подтверждений этой легенде я не нашёл, но то, что на строительстве метро Ташкента работали спецы Метростроя со всего Союза — это факт.
Есть и ещё интересные "сороконожки" в метро Ташкента. Например, станция "Пахтакор" ("Хлопкороб" в переводе). На стене очень красивые майоликовые панно в национальном стиле, а у входов есть мозаики на тему одноимённой футбольной команды:
Наземный же её вестибюль (весьма редкое в Ташкенте явление, в основном входы в метро там из подземных переходов) выглядит вообще как летающая тарелка с узбекскими мотивами:
Но, пожалуй, самая красивая "сороконожка" — это станция "Космонавтов", оформленная на космическую тематику, как вы понимаете. Стеклянные (вероятно, отделанные стеклом) необычные колонны смотрятся очень эффектно, а все станционные стены отделаны майоликой тёмно-синей гаммы с "космическими" вставками. Листайте карусель:
Кстати, некоторые переходы в метро Ташкента также напоминают какие-то космические шлюзы:
Но, на мой взгляд, самой красивой станцией Ташкентского метро является станция "Алишера Навои".
Станция построена ещё в советское время, в 1984 году. Названа в честь одного из известнейших поэтов Востока, суфия, а также государственного деятеля тимуридского Хорасана — Алишера Навои.
Интерьер станции украшен орнаментами в технике "гирих" и в исламской стилистике работы художников Р. Мухамаджонова и А. Рахимова.
Карнизы украшены традиционным национальным орнаментом.
В стенах зала установлены панно из сюжетов "Хамсы" Навои.
Даже переход к этой станции с другой ветки оформлен майоликовыми панно на тему произведений Навои:
Дальше ещё над эскалатором расположено огромное майоликовое панно:
Ну а когда вы выходите на станцию впервые, вы буквально замираете от красоты, которая вам открывается:
Станция чем-то напоминает одновременно "Маяковскую" и "Кропоткинскую" в Москве. Но с национальными мотивами. На стенах разместились такие майоликовые панно с сюжетами произведений Навои:
Вот ещё необычно оформленная станция "Дружба народов" (проектное название "Комсомольская"):
Интересна она ещё и тем, что её успели переименовать в "Бунёкдор" в честь одноимённого футбольного клуба, попутно уничтожив на станционной стене гербы всех республик СССР, заменив их на нечто абстрактное или просто закрыв гранитом:
С 6 августа 2008 года по 3 мая 2018 года станция носила название "Бунёдкор". В 2018 году после смерти Ислама Каримова у местных властей, видимо, в головах всё-таки что-то прояснилось на тему того, что "Дружбу народов" уж совсем некрасиво уничтожать.
Название "Дружбы народов" вернули, но гербы так и не вернули.
Ну и напоследок покажу вам несколько не центральных, но тоже весьма интересно оформленных станций метро Ташкента.
Вот станция Чиланзар, давшая название Чиланзарской ветке:
Станция интересна не только своими люстрами, но и целой серией необычных майоликовых панно из серии "жизнь советского Узбекистана":
Также довольно интересна и станция "Ташкент", которая находится под основным ЖД-вокзалом Ташкента.
На стенах тоже ряд майоликовых панно:
Довольно интересна своими светильниками и станция "Новза" (бывшая "Хамза"):
Изначально станция называлась "Хамза" в честь узбекского писателя-соцреалиста Хамзы Ниязи, убитого разгневанной толпой за то, что организовал в кишлаке на 8-е марта акцию с массовым сбросом паранджей. Хамзу (узбека по национальности!) из узбекской топонимики нынешняя власть вычистила полностью.
А вот ещё была там станция "Чкаловская" у авиазавода имени Чкалова:
Сам авиазавод сюда эвакуировали в войну из подмосковных Химок, и он стал одним из крупнейших в Советском Союзе. Но какое авиастроение в "независимом" Узбекистане? Огромное предприятие было закрыто в 2012, и на его площадях теперь делаются простые товары для населения и сдаются площади в аренду. В том же году станцию переименовали в "Дустлик" ("Дружба").
Такая вот "дружба", что даже самолёты-памятники и стелу с макетом Ил-76 у проходной завода демонтировали, как демонтировали в переходе метро и барельеф о перелёте Чкалова в США (даже немного странно: ведь он летал к нынешним хозяевам узбекского руководства!).
Вот такая по-своему уникальная система метро в Ташкенте, построенная всеми силами огромной страны, память о которой местные царьки так старательно выпиливают из топонимики.
А современные наземные станции начатой ташкентской кольцевой линии пока ничем особенным в архитектуре не отличились. Так выглядит, к примеру, наземная станция "Дружба-2":
Но хорошо, что метро Ташкента в целом развивается, в отличие от тех же Тбилиси или Еревана, где оно выглядит совсем грустно.
#история #архитектура #ташкент #метро #транспорт #строительство #метрострой #узбекистан #путешествия
=================================================