Большой всем привет! В сегодняшней статье мы поговорим об основных принципах архитектуры программного обеспечения. Эта статья введет вас в основы принципов разработки программного обеспечения и познакомит вас с наиболее распространенными архитектурами.
Итак, давайте начнем.
ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТУРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ?
Архитектура программного обеспечения - это процесс, в ходе которого компоненты программного обеспечения проектируются и организуются в структуру, которая наилучшим образом соответствует их назначению. Хорошо спроектированная система должна иметь четкие границы между различными частями (компонентами), чтобы ее было легче понять и поддерживать с течением времени.
Цель этой статьи - помочь вам понять некоторые основные понятия, связанные с архитектурой программного обеспечения, чтобы вы могли применять их при создании собственных проектов. Давайте начнем с некоторых определений...
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ:
Некоторые полезные термины и определения, которые помогут вам немного лучше понять то, о чем мы будем сегодня говорить:
- Компонент - отдельная единица в составе более крупной системы. Компоненты могут включать в себя другие более мелкие единицы, но они также должны обеспечивать взаимодействие с внешним миром.
- Интерфейс - контракт, определяющий публичные методы, доступные для определенного объекта. Каждый раз, когда вы определяете интерфейс, вы должны указать все методы, которые он раскрывает, а также их параметры и типы возврата.
- Класс - коллекция данных и функций, которые принадлежат друг другу. Классы позволяют нам группировать наш код в логические блоки, которые имеют смысл.
- Наследование - возможность наследоваться от другого класса и добавлять к нему новые функции. Вы можете подумать, что наследование относится только к классам, но на самом деле оно работает и с интерфейсами. Если вы создадите интерфейс, который наследуется от другого интерфейса, вы сможете переопределить его методы и добавить дополнительное поведение.
- Инъекция зависимостей - возможность инъекции зависимостей в объекты с помощью конструкторов. Это позволяет нам избежать жесткой привязки значений внутри наших классов, делая их гораздо более гибкими.
Теперь давайте рассмотрим некоторые из наиболее популярных архитектур...
MVC - Model View Controller.
MVC - это, вероятно, самый известный паттерн в компьютерной науке. Он был первоначально разработан Трюгве Реенскаугом в 1978 году и с тех пор получил широкое распространение. Модель (Model) представляет бизнес-логику и данные, представление (View) обрабатывает отображение и взаимодействие с пользователем, а контроллер (Controller) управляет запросами, поступающими с обеих сторон.
Эта архитектура стала очень популярной среди веб-разработчиков благодаря своей простоте и гибкости. Она позволяет нам разделять задачи и создавать многократно используемые компоненты, что делает ее идеальной для больших приложений.
Однако есть и некоторые недостатки, которые следует учитывать. Во-первых, MVC не очень хорошо работает с событийно-ориентированными фреймворками, такими как React.
Во-вторых, он имеет тенденцию быть медленным, поскольку требует дополнительной вычислительной мощности для рендеринга представлений и обработки запросов.
Наконец, MVC не всегда подходит для небольших приложений, поскольку вынуждает нас создавать ненужные слои. Тем не менее, он остается отличным выбором для внутренних служб и API.
MVVM - Model View View Model.
MVVM похож на MVC, за исключением того, что он еще больше разделяет слой моделей. Вместо одной модели у нас теперь есть набор независимых моделей. Это позволяет нам отделить представление и представлять данные пользователям в том формате, который они предпочитают.
Одним из самых больших преимуществ MVVM является поддержка тестируемой разработки, что очень важно для создания надежного программного обеспечения. Еще одно преимущество заключается в том, что он позволяет нам легко менять фреймворки пользовательского интерфейса, не затрагивая основную логику.
Тем не менее, MVVM требует больших усилий для правильной настройки. Часто бывает трудно определить, где находится определенный фрагмент кода - в модели или в представлении.
Кроме того, управление изменениями состояния может быть запутанным, поскольку контроллеров больше нет.
В целом, MVVM - это мощный подход, который помогает нам достичь четкого разделения задач.
Реактивное программирование
Реактивное программирование использует асинхронные колбэки для отклика на внешние события. Это позволяет нам создавать неблокирующие программы, которые быстро реагируют на входящие сообщения. Реактивное программирование обычно ассоциируется с функциональными языками, такими как RxJS, Scala, Elixir, Clojure, F# и другими.
Реактивное программирование может значительно повысить производительность наших приложений, особенно при обработке тысяч одновременных соединений. Оно также позволяет нам создавать отзывчивые пользовательские интерфейсы, которые кажутся естественными для пользователя. С другой стороны, реактивное программирование может быть сложным для изучения и правильного применения.
Сервис-ориентированная архитектура
Сервис-ориентированная архитектура (SOA) - это тип распределенных вычислений, который основывается на том, что сервисы открываются друг другу посредством сетевых протоколов. Каждый сервис работает независимо и взаимодействует с другими сервисами с помощью стандартизированных протоколов.
SOA очень гибкая и легко адаптируемая. Она может работать в любом месте, на любой платформе и очень хорошо масштабируется. Ее также легко контролировать и устранять неполадки, что позволяет нам обнаруживать потенциальные узкие места до того, как они возникнут.
Стоит упомянуть, что SOA иногда может превратиться в "большой комок грязи", то есть со временем ее становится все труднее поддерживать.
В заключение
Сегодня мы рассмотрели несколько программных архитектур, но есть масса других, которые не попали в этот список. Поэтому, прежде чем пытаться выбрать архитектуру из этого списка и посвятить ей свое время, пожалуйста, изучите этот вопрос самостоятельно - это очень обширная и интересная тема, так что оно того стоит.
🎉✨ Поздравляю с завершением чтения статьи
Если Вам понравилось, можете подписаться, оставить комментарий и поставить лайк.
Также, можете взглянуть на некоторые из моих других публикаций, чтобы найти еще больше отличного контента 🔥: