Найти тему

Западные эксперты: Россия поддержит ядерные амбиции Китая

 Китай планирует расширить свой ядерный арсенал. Россия планирует предоставить Китаю технологию ядерных реакторов-размножителей на быстрых нейтронах.

Китай планирует расширить свой ядерный арсенал. Россия планирует предоставить Китаю технологию ядерных реакторов-размножителей на быстрых нейтронах. Партнерство «без ограничений» означает, что Россия предоставит Китаю технологии и топливо, необходимые ему. Это соглашение может позволить Пекину значительно увеличить свой ядерный арсенал и нарушить мировой баланс ядерных вооружений.

В этом месяце агентство Bloomberg сообщило, что президент России Владимир Путин и премьер-министр Китая Си Цзиньпин объявили о заключении долгосрочного соглашения о продолжении разработки ядерных реакторов на быстрых нейтронах, оптимизированных для производства плутония для ядерного оружия. В отчете отмечается, что в декабре 2022 года российская государственная атомная энергетическая компания «Росатом» завершила передачу 25 тонн высокообогащенного урана на китайский ядерный реактор CFR-600, который, по мнению аналитиков, способен производить 50 ядерных боеголовок в год. Чиновники Министерства обороны США (DOD) и американские военные планировщики оценили, что CFR-600 будет иметь решающее значение для создания ядерного арсенала Китая с 400 боеголовок сегодня до 1500 к 2035 году.

Однако Китай отверг эту оценку, утверждая, что CFR-600 подключен к его гражданской электросети и является частью программы стоимостью 440 миллиардов долларов, направленной на то, чтобы к середине следующего десятилетия обогнать США как крупнейшего в мире производителя ядерной энергии. Об увеличении ядерной помощи России Китаю было объявлено во время встречи председателя КНР Си Цзиньпина со своим российским коллегой, на которой два лидера объявили о ряде новых соглашений. Два лидера объявили о «безграничном» партнерстве незадолго до ввода войск Россией на Украину в феврале 2022 года.

Резко возросший экспорт ядерных технологий из России является одним из эффективных способов компенсировать потерю экспорта энергии и вооружений, вызванную западными санкций. Bloomberg отмечает, что Россия является крупнейшим в мире поставщиком ядерных реакторов и топлива, а быстрые реакторы Китая, в которых для замедления операций используется жидкий металл вместо воды, основаны на российских технологиях. Российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в настоящее время участвует в строительстве атомных энергоблоков в Китае.

В книге 2022 г. «Российско-китайские отношения: зарождающийся альянс или вечные соперники» Брайан Карлсон отмечает, что стратегические расчеты России в отношении Китая коренным образом изменились после введения беспрецедентных западных санкций. По мнению Карлсона, решение России предоставить Китаю ядерные технологии для значительного увеличения его арсенала показывает, что Москва отложила в сторону давние опасения по поводу потенциальной угрозы Китая на Дальнем Востоке России. По словам Карлсона, этот шаг отражает стремление России к расширению сотрудничества с Китаем и признание того факта, что разрыв российско-китайских отношений негативно скажется на российских интересах в критический момент.

Что касается экспорта энергоносителей из России в Китай, отмечает Тан Густафсон в апрельской статье 2022 года для журнала Fortune, Китай, возможно, не сможет купить их достаточно с тем, чтобы сохранить прежний уровень экспорта энергоресурсов из России. Густафсон отмечает, что российский нефтяной экспорт в Китай имеет мало возможностей для немедленного увеличения, учитывая ограничения на трубопроводы и морские терминалы, и что доставка нефти танкерами может быть затруднена, поскольку трейдеры и грузоотправители избегают российской нефти. Он также говорит, что нынешняя российская газовая инфраструктура на Дальнем Востоке России может поставлять Китаю лишь часть объемов, продаваемых в Европу, отмечая остановку трубопровода «Сила Сибири-2» и нехватку в России танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).

Что касается угля, Густафсон говорит, что предлагаемый европейский запрет на российский уголь и планы по поэтапному отказу от угля в сочетании с двумя недостаточно финансируемыми российскими тихоокеанскими железнодорожными линиями также являются серьезными проблемами для увеличения экспорта в Китай. Густафсон также упомянул, что инфраструктура экспорта энергоресурсов России создавалась в течение полувека для снабжения Европы, и переориентация экспорта энергоносителей из России в Китай будет дорогостоящей и трудоемкой.

В то же время военный конфликт на Украине мог серьезно подорвать российскую оборонную промышленность, важный источник экспортных доходов. Продолжающийся конфликт повысил вероятность того, что иностранные заказы на оружие могут быть перенаправлены для возмещения боевых потерь России, обнажил поразительную зависимость России от западных технологий и привел к введению финансовых санкций, которые могут помешать иностранным клиентам платить за российскую продукцию.

Российская помощь может сыграть важную роль в усилиях Китая по быстрому расширению своего ядерного арсенала. В статье, опубликованной в августе 2021 года для Фонда Карнеги, Тонг Чжао обсуждает факторы, определяющие стремление Китая к ядерной экспансии. Чжао отмечает, что развитие системы противоракетной обороны США и обычных ударных вооружений делает ядерный арсенал Китая уязвимым и, таким образом, подрывает его потенциал сдерживания. Чжао отмечает, что китайские лидеры воспринимают западные страны как преднамеренно создающие проблемы и предлоги для сдерживания и демонизации Китая, опасаясь, что его усиление бросит вызов доминированию Запада в нынешней международной системе. Он также отмечает, что любой признак слабости побудит западные страны дестабилизировать Китай и ослабить власть Коммунистической партии Китая, что делает крайне важным для Китая увеличение своего ядерного арсенала, чтобы заставить своих соперников уважать его позицию и проявлять сдержанность.

Наращивание ядерного потенциала Китая также направлено на повышение живучести его арсенала в потенциальном сценарии войны. В ноябре 2022 года Asia Times отметила, что структура ядерных сил Китая оптимизирована для того, чтобы выдержать первый удар противника, а не угрожать применением ядерного оружия.

Хотя китайские лидеры время от времени обсуждали изменение политики неприменения ядерного оружия в своей стране, нет никаких признаков того, что Китай намерен изменить эту позицию в ближайшее время.

В статье для Air and Space Forces Magazine за февраль 2023 года Кристофер Правдзик упоминает, что более крупный и разнообразный ядерный арсенал повышает способность Китая нанести второй удар и дает стране больше возможностей для принудительного размахивания своим ядерным оружием и его применением в случае необходимости. Правдзик также упоминает, что Китаю достаточно 700 ядерных боеголовок, чтобы иметь возможность безопасного нанесения второго удара с возможностью нанесения ограниченных ядерных ударов на театре военных действий. Кроме того, размер китайского ядерного арсенала, разнообразие систем доставки и мощности боеголовок расширяют возможности Китая по типу ядерных атак и целям, которым он может угрожать.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА