Золотодобытчики нашей страны замерли в ожидании развязки долгой эпопеи с исполнением ещё доковидного поручения президента по легализации «вольного приноса» драгоценного металла в закрома Родины, о чем мы рассказывали в Telegram-канале ПРОметалл. На днях в Госдуму планируется внести на рассмотрение уже одобренный правкомиссией по законопроектной деятельности закон «О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Но эксперты считают его «сырым» и практически нерабочим инструментом для физлиц.
Говорят, что инициатором изменения законодательства для легализации частной золотодобычи выступил ещё вице-премьер Юрий Трутнев, к которому неоднократно обращались жители Магаданской области с просьбой разрешить «вольный принос» золота. Первая версия документа была разработана ещё в 2015 году, но требовала серьёзной доработки и учёта мнения золотодобывающих компаний. И проект на несколько лет лёг на полку, пока в 2019 году вопрос ребром не поставил уже президент Владимир Путин, поручивший профильным ведомствам доработать нормативные и законодательные акты о «вольном приносе» золота.
Тогда глава государства посетовал на глобальный уход старательского промысла в серую зону и призвал ужесточить реальную ответственность за серьёзные нарушения действующего законодательства. В то же время он заметил, что «хватать и не пущать» и всё запрещать неправильно, а посему нужно легализовать частную золотодобычу, выработав определённые правила. Чиновники вроде бы «взяли под козырёк» и сразу начали прорабатывать вопрос. Уже в мае 2020 года Минвостокразвития представило первую версию законопроекта, которая застряла в кабинетах. Повторно тему подняли летом прошлого года, после очередной доработки документа.
Доля производственных кооперативов (артелей) старателей в общем объёме добычи золота в России составляет около 6%. Правовой режим артелей установлен Федеральным законом от 08.05.1996 №41-ФЗ «О производственных кооперативах». Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов.
Несмотря на это, только на прошлой неделе проект закона «О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был наконец одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и вот-вот будет внесён на рассмотрение в Госдуму. Его принятие позволит физлицам легально добывать золото, тогда как сейчас такая опция доступна лишь юридическим лицам, получившим лицензию на недропользование по итогам участия в аукционе или конкурсе.
Источники, знакомые с финальной версией законопроекта, утверждают, что он предусматривает создание онлайн-системы, через которую жители дальневосточных и арктических регионов смогут, зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей, подавать заявления в местный уполномоченный орган на получение в безвозмездное пользование старательских участков. Земля площадью до 10 гектаров будет выдаваться на три года с возможностью продления на такой же срок «по соглашению сторон». При этом участок не может находиться на территориях, в границах которых расположены месторождения с запасами драгоценных камней. Максимальный объём добытого на участке золота за весь срок деятельности предпринимателя не должен превышать 30 кг.
Законопроект до мелочей определяет весь порядок работ. Так, по новым правилам, старатель сможет работать только на одном участке, привлекая до 10 наёмных работников. Бригаде разрешено снимать слой земли до 5 м без использования взрывных работ, загрязняющих и экологически опасных веществ, химических способов добычи золота. Также старателям будет запрещено применять оборудование мощностью более 5 кВт за исключением транспортных средств разрешённой максимальной массой до 3500 кг. А чтобы правила соблюдались, предпринимателей обяжут вести отчётность о старательской деятельности с фото- и видеофиксацией участка и подавать декларации о старательской деятельности и восстановлении участка.
Разработчики закона уверяют, что его принятие повысит значимость непромышленных месторождений для золотодобывающей отрасли, а также снизит нелегальную добычу и незаконный оборот драгметаллов. Положительный эффект для бюджетов регионов, по их прогнозам, будет варьироваться от 15 до 30 млрд рублей накопленным итогом в течение трёх лет. При этом легализация старательской деятельности поможет создать свыше 10 тыс. новых рабочих мест. Тем более, что наряду с данным законопроектом правительственная комиссия одобрила ещё и поправки в Налоговый кодекс об уплате НДС не старателями, а покупателями золота и об освобождении старателей от уплаты НДФЛ, если они добыли менее 1 кг золота за отчётный период.
Основным апологетом закона можно назвать министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, который щедр на комментарии прессе и продолжает со всех сторон нахваливать предлагаемые новеллы законодательства. По его мнению, принятие документа позволит на законных основаниях осваивать не только крупные, но и неперспективные для промышленной добычи мелкие россыпные месторождения или отработанные россыпи в Магаданской области, Забайкальском крае, Чукотке. Ведь сейчас, утверждает министр, в основном эксплуатируются средние и мелкие месторождения с годовым объёмом добычи от нескольких десятков до сотни килограммов.
Господин Чекунков уверен, что эта новация будет способствовать развитию дальневосточных и арктических регионов, созданию новых рабочих мест на отдалённых территориях, прежде всего в тех из них, где разведаны и отработаны крупные золоторудные месторождения, но сохраняется потенциал для развития частного старательского бизнеса. Особенно важной ему кажется предусмотренная законопроектом возможность быстро и без бумажной бюрократии самостоятельно выбирать старательские участки в режиме онлайн на интерактивной карте.
Поддерживает законопроект и министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Олег Косолапов, где, как выясняется, уже почти два десятилетия прорабатывались тонкости реализации идеи о «вольном приносе» золота. Неслучайно этот регион выбран в качестве пилотного для отработки нового механизма. Например, в Сусуманском муниципальном округе, по предварительным данным, каждый пятый житель сможет примерить на себя роль вольных старателей.
В целом, уверен чиновник, с принятием закона у жителей многих колымских посёлков появится возможность для цивилизованной золотодобычи, так как теперь будет выгоднее, заплатив налог, легально заниматься старательством. По данным его министерства, суммарная площадь участков, предлагаемых к реализации законопроекта в Магаданской области, составляет 1498 гектаров. Учитывая ограничения законопроекта, это позволит на первое время предоставить физическим лицам свыше 140 участков для старательской деятельности. В дальнейшем количество таких участков может вырасти в 10 раз.
А вот в Союзе старателей России скептически отнеслись к чиновничьим инициативам. Его председатель Виктор Таракановский не верит, что закон сможет привлечь новых участников в легальную старательскую отрасль из-за закреплённых в нём «нереалистичных условий», направленных на сокращение доходов работающих сейчас в сером секторе. По его мнению, старательный бизнес не может быть рентабельным при добыче в год менее 2 кг золота на человека, так как для этого нужно промыть 4 тыс. м3 песка и убрать 20 тыс. м3 вскрышных пород при помощи спецтехники, в то время как законопроект определяет добычу ручным способом «с применением кирки, лопаты и тачки».
По данным Союза старателей, в России 247 предприятий по добыче золота на россыпях с добычей менее 30 кг в год на каждом. Их совокупная добыча составляет 2000 кг в год, а всего на россыпных месторождениях добывается около 82 тонн золота в год (по данным Минфина, общее производство золота в России в 2021 году составило 346,42 тонн, в 2020 году — 340,17 тонн). Причём такие цифры достигаются с использованием различной техники (бульдозеров, экскаваторов, промывочных приборов, насосов и так далее), а также за счёт применения взрывчатых материалов и пробуривания вечной мерзлоты. А закон исходит из того, что старатели будут работать только в оттайке, которая в тех регионах составляет 5 сантиметров в сутки. Да и среднее содержание золота в рассыпных песках — всего полграмма на кубометр. «Это нерентабельно… Сказочники пишут там всё», — негодует Виктор Таракановский.
Аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичёва соглашается, что в законопроекте предложено чрезвычайно много ограничений, что делает его почти неприменимым для частных лиц. «Надеюсь, что документ отправят на доработку, потому что принятие его с предлагаемыми жёсткими ограничениями означало бы создание нерабочего инструмента», — поясняет она. Вместе с тем эксперт не исключает, что принятие закона позволит увеличить долю россыпного золота в общей добыче, которая в последние годы постепенно снижалась. Ещё одним плюсом от вывода на легальный рынок намываемого сейчас нелегальными старателями золота может стать поддержка уровня внутренних цен.
В самом деле, за океаном цены на золото движутся в сторону новых рекордных максимумов, превысив на прошлой неделе отметку в 2000 долларов за одну тройскую унцию (31,1 г). И хотя продавцы на фьючерсном рынке ищут возможность сбить цены на золото на уровнях сопротивления, «быки» ожидают, что драгоценный металл скоро подорожает до 2100 долларов за унцию. В России текущая цена на золото пока находится ниже 2000 долларов, постепенно снижаясь после резкого подорожания с началом весны.
Однако, несмотря на то, что вложения в золото остаются на сегодня наиболее привлекательным видом инвестиций, о чём недавно высказывался даже Олег Дерипаска, справедливости ради нужно отметить, что среди драгметаллов оно вовсе не выглядит фаворитом. Согласно исследованию портала «Банки.ру», за период с 2018 по 2022 годы позитивную динамику продемонстрировали золото, серебро, платина и палладий. Но если лидером по доходности стал палладий, который за пять лет вырос на 73%, то золото за то же время подорожало всего на 20%, причём в последние два года оно не демонстрировало явной динамики, а основное увеличение стоимости произошло в пандемийном 2020 году.
Теперь остаётся лишь запастись попкорном терпением и посмотреть, насколько вдумчиво и оперативно будет решаться в Госдуме судьба этого многострадального законопроекта. Если он всё-таки будет рано или поздно принят, потребуется год-другой на обкатку нового механизма, после чего можно будет собрать статистику, посмотреть прирост налогов в бюджеты пилотных регионов, чтобы потом уже более аргументированно обсуждать эффект от нововведения. Но что-то подсказывает, что в ближайшие годы наших граждан не поразит «золотая лихорадка».
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите на нашем сайте и в Telegram-канале.