Кризис среднего возраста, отсутствие метча между представлением о мире и реальной действительностью, деструктивные установки всё это устраняется в наблюдении за маленьким человеком, которого ты создал.
Вчера проводил время с моей дочкой. Ей 3,5 года и для своего возраста она очень властный человек, поэтому я был увлечён в её игры. Мы строили дом, готовили еду, колдовали и бесконечно много смеялись.
У неё мои движения, мои эмоции, мои способы взаимодействия с миром и, конечно, мой мощный голос (кто слышал, как я пою, тот поймёт). Но, она использует эти мои переданные ей черты и способности иначе, не так как я. У неё не было тех смыслов, которые в эти действия вкладываю я и она привязала их к другим своим смыслам.
Приведу один пример: если я обычно указываю рукой во время своей речи, то для меня это способ выстраивания дистанции, создания локации в пространстве для события диалога, то для неё тот же мой жест с вытянутой рукой, приподнятым предплечьем, немного изогнутой вниз кистью и максимально и напряженно поднятым вверх большим пальцем – мой неповторимый жест – это курсор, который фокусирует её внимательную заинтересованность в настоящий момент. Так она этот жест использует и понимает.
Такое наблюдающее взаимодействие с дочерью помогает мне понимать свои жесты и интонации, действия и настроения, и расширять диапазон их применения.
Благодаря тому, что мы передаём своим детям себя, они становятся нашими самыми лучшими герменевтами (переводчиками и интерпретаторами нас самих), отрывая для нас бездны наших собственных смыслов, демонстрируя и собирая нас на фундаменте своей неповторимой личности.