Найти тему
АДВОКАТ365

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ ПО ИТОГАМ ВОЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ КОНФЛИКТОВ.

Оглавление

Газета "Вечерняя Москва" опубликовала статью "Придется отвечать: украинских карателей будет судить международный военный трибунал"

Придется отвечать: украинских карателей будет судить международный военный трибунал
Вечерняя Москва
27 марта 2023

Меня попросили написать краткий обзор о международных трибуналах для этой статьи. Но содержание обзора, как я ни старался вычленить только главное, получилось столь широким, что полностью не вошло в статью. Для моих читателей я хочу привести полный текст моего обзора.

Международные трибуналы/суды по итогам военных и гуманитарных конфликтов

После окончания Второй мировой войны был создан Нюрнбергский трибунал, который стал первым международным военным судом в истории. Он был создан для рассмотрения преступлений нацистского режима, в том числе военных преступлений и преступлений против мира и безопасности человечества. Но это не был единственный международный военный суд в истории.

Следом за трибуналом в Нюрнберге, после капитуляции Японии, во исполнение п. 10 Потсдамской декларации (Декларация глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая о Японии) от 26.07.1945 г., требующего наказания для всех японских военных преступников, 19 января 1946 года был создан Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал).

Токийский трибунал действовал с 1946 по 1948 годы и вынес приговор в отношении 25 из 29 обвиняемых. Не были постановлены приговоры в отношении Ёсукэ Мацуоки (министра иностранных дел) и адмирал Осами Нагано, которые умерли во время суда, .философа Сюмэй Окавы (идеолога японского милитаризма), признанного невменяемым и исключённого из числа подсудимых, и Фумимаро Коноэ (премьер-министра Японии в 1937—1939 и 1940—1941 годах), который покончил с собой накануне ареста. При этом члены Императорской семьи Японии не привлекались в качестве обвиняемых, т.к. это было одним из условий Акта о капитуляции Японии.

Следующим был Международный трибунал по бывшей Югославии. Он был создан в 1993 году на основании резолюции Совета Безопасности ООН № 827 для рассмотрения преступлений, совершенных в ходе войн, происходивших на территории бывшей Югославии в 1990-х годах.

Международный трибунал по Бывшей Югославии стал первым международным органом, который рассматривал дела о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде после Нюрнбергского трибунала и Международного военного трибунала для Дальнего Востока. Важное отличие этого суда заключается в том, что в Нюрнберге и Токио победители судили побежденных, в то время как Международный Трибунал по Бывшей Югославии является независимым органом международного сообщества, который рассматривал дела о преступлениях, независимо от стороны, на которой находятся обвиняемые.

Международный трибунал по Руанде (МТР) был создан в 1994 году на основании Резолюции Совета Безопасности ООН № 955. Действовал в период с 1994 по 2015 годы. Он был учрежден для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид, который произошел на территории Руанды, а также за геноцид, совершенный гражданами Руанды на территории соседних государств в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года.

Всего МТР рассмотрел дела, по которым проходили 93 обвиняемых, в том числе 55 дел первой инстанции с участием 75 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, а восемь признали свою вину. Кроме того, некоторые обвинительные заключения были отозваны, а несколько дел было перенесено в национальные юрисдикции.

Трибунал вынес пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества.

Среди рассматриваемых преступлений были эпизоды поощрения человеконенавистнической пропаганды радиостанцией RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси. По итогам рассмотрения этих преступлений были осуждены несколько человек, в том числе единственный европеец – ведущий радиостанции бельгиец Жорж Руджу.

Международный трибунал по Сьерра-Леоне. Был создан в 2002 году на основании Резолюция СБ ООН 1315 и Соглашения между ООН и Правительством Сьерра-Леоне от 16.01.2002 г. для рассмотрения преступлений, совершенных в ходе гражданской войны в Сьерра-Леоне.

Специальный суд имеет параллельную юрисдикцию с национальными судами Сьерра-Леоне, обладая при этом приоритетом в рассмотрении конкретных дел. Если в каком-либо суде Сьерра-Леоне в производстве находится дело, подпадающее под юрисдикцию Специального суда, Специальный суд может потребовать передачу дела на рассмотрение к себе.

Трибунал рассматривал дела политических и военных лидеров, включая бывшего президента Сьерра-Леоне Чарльза Тейлора. Тейлор был признан виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Чрезвычайные палаты в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии (ЧПСК) созданы на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 57/228 и Соглашения между ООН и Королевским правительством Камбоджи от 06.06.2003 г. для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии. Судебные разбирательства известны как "Процесс над Красными кхмерами".

ЧПСК является гибридным уголовным судом. Заседания Трибунала проводятся в Камбодже и включают местных и международных судей, которые необходимы, чтобы правильно и целостно применять международные стандарты правосудия.

Юрисдикция Чрезвычайных палат распространяется на серьезные нарушения камбоджийского уголовного права, международного гуманитарного права и обычаев, нарушения международных конвенций, признанных Камбоджей, которые были совершены в период с 17 апреля 1975 года по 6 января 1979 года. В судах рассматриваются преступления против человечности, военные преступления, геноцид, а также некоторые преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Камбоджи 1956 года (убийство, пытки и преследования за религиозные убеждения).

Главной целью Чрезвычайных палат является восстановление справедливости в отношении камбоджийского народа и населения, ставших жертвами политики режима Красных кхмеров в период с апреля 1975 года по январь 1979 года, привлечение к ответственности высокопоставленных руководителей Демократической Кампучии и реабилитация всех жертв.

Вопрос о международном суде (трибунале)

История последних 100 лет показывает, что человечество стало нетерпимо относиться к нарушению норм, нарушающих международные конвенции связанные с правилами ведения войны, нарушениями гуманитарных прав гражданского населения во время военных действий. И если государства, принимая конвенции, связанные с правилами ведения войны декларировали, что ответственность за нарушения Конвенции лицами, участвующими в боевых действиях, несет государство, то к моменту создания первых Международных трибуналов было понятно, что действия многих лиц, совершающих преступления против человечества, выходят за рамки положений этих конвенций.

Поэтому в Нюрнберге и Токио судили военных и политических деятелей, которые были ответственны за нарушения международного права, включая преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. В том числе, и тех, кто выполнял приказы, если эти приказы были несовместимы с международным правом.

Позиция стран, создавших трибуналы заключалась в том, что военные и гражданские руководители не могут уклоняться от ответственности за свои действия, даже если они выполняли приказы своих высших начальников.

После этого во многих государствах в течение 20 века были введены уголовные законы, предусматривающие ответственность за применение запрещенных методов ведения войны, геноцид.

Международный суд (трибунал) — это суд, учреждаемый международным соглашением для рассмотрения дел, связанных с военными преступлениями, совершенными во время войн или других конфликтов. Его компетенция может распространяться на преступления, такие как геноцид, преступления против человечности, военные преступления, нарушения правил международного гуманитарного права и т.д.

История 20 и начала 21 века показывает, что создание международных военных судов (трибуналов) возможно на основании соглашения нескольких стран, которые признают юрисдикцию такого суда, Резолюции Совета Безопасности ООН, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, соглашением между ООН и страной, заинтересованной в работе такого суда.

Создание международного суда рассматривается как способ предотвращения совершения военных преступлений и привлечения виновных лиц к ответственности за совершённые преступления. В настоящее время международного суда, который бы имел компетенцию над всеми странами, не существует, но были созданы ряд наднациональных и международных судов, которые могут рассматривать дела, связанные с преступлениями против человечности, с военными, гуманитарными преступлениями.

В 2002 г. на основании Римского статута от 17.07.1998 г. был создан постоянный Международный уголовный суд (МУС), который имеет компетенцию рассматривать дела о военных преступлениях, совершённых после его создания на территории стран, ратифицировавших этот международный договор. К компетенции суда относится расследование действий лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, а также преступления связанные с агрессией.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, но не ратифицировала его. Россия не является государством-участником Международного уголовного суда. Тем не менее, наша страна сотрудничала с МУС и участвовала в его работе в качестве наблюдателя. В 2016 году Россия объявила о выходе из Международного уголовного суда, что было сделано на фоне событий, связанных с Украиной.