Найти тему

ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ ЕНИСЕЙСКА В XVII ВЕКЕ

Фото из открытых источников в сети Интернет
Фото из открытых источников в сети Интернет

Сегодня в городе Енисейске существуют деревянные здания с неповторимым внешним обликом. Постепенно город всё больше облачается в цветную металлическую броню, в отделке практичный и доступный пластик вытесняет теплое дерево. Каждое время привносит свои особенности, город живёт, развивается, расстраивается, но всё-таки изначально образ Енисейска создавался разнообразием деревянных построек.

Выросший из острога город, имея, безусловно, свои характерные пространственно-композиционные особенности, во многом представлял собой одну из типичных многочисленных крепостей сибирского региона. Выстроенный из традиционного в русском зодчестве материала – дерева, в изобилии произрастающего в сибирских лесах, он содержал набор непременных элементов и объектов, напрямую связанных со своими функциями. Это и форпост распространения влияния, и освоение новых территорий, и пополнение казны мягким золотом – пушниной. Важна была и охранная функция острога как крепости, выстроенной с тыновыми стенами и башнями, с целью защитить всё, что находилось внутри от внешних набегов коренных племён – государственную казну, запасы провианта, снаряжения и пороха. 

Существует несколько причин скудности материальных источников – самих деревянных зданий в культурном слое Енисейска XVII века. Город Енисейск, как известно, строился на болотистом месте, что способствовало быстрому разрушению и проседанию нижних венцов деревянных построек, особенно если это касалось заглубленных в грунт времянок. К слову, постройки ранее созданного на сухом высоком месте Маковского – Намацкого острога, и через 100 лет сохраняли свою прочность. Частые пожары довершали уничтожение материальных следов деревянного зодчества, практически не оставляя в культурном слое существенной информации. В связи с ограниченной площадью острога, места разрушенных домов расчищались и застраивались заново, в новом пространственном решении, с новыми конструктивными изменениями. 

По упоминанию Инока Архангельского, Енисейский острог изначально представлял несколько зимовий, обнесённых частоколом, а позднее укреплённых 3-мя башнями, как тогда их называли – стрельницами. Как они выглядели, какими были их размеры и пропорции, насколько в них чувствовали себя защищёнными первые обитатели достоверно не известно, но в одном можно быть уверенными точно – преемственность вековой русской культуры зодчества тобольскими мастерами, построивших Енисейск, обогащалась и развивалась сообразно сибирскому климату и особенностям ландшафта.

До 1780-х годов, согласно плану застройки, жилых пространств как таковых не существовало. В XVII веке обязательные для выполнения, рекомендации и наставления касались только времени, места и первостепенности строительства отдельных объектов самого острога, построек крепостного и административного значения. Давние традиции деревянного зодчества на Руси, выверенные временем, касавшиеся выбора места строительства, его порядка, времени заготовки материалов, ориентации по сторонам света использовались в усечённом варианте. Первые годы многими устоявшимися правилами приходилось пренебрегать в связи с масштабом строительства. Жилые помещения на первых порах представляли собой временные строения, которые можно было быстро построить и в суровых климатических условиях, эффективно поддерживая в них тепло. 

Располагались постройки хаотично, были в основе своей одноэтажными, более напоминая деревню, нежели город. Дома «смотрели» наружной «парадной» стороной внутрь острога. Енисейск после укрепления и частичной перестройки острога с 1626 года становится уездным городом. К концу XVII века жилые постройки становились более основательными, увеличивалась плотность застройки, что ещё больше повышало риски пожаров. Исследователи жилых помещений сибиряков считают, что жилища представляли собой одно, двух, или трёхкамерную связь. Причём в городах чаще трёхкамерную. В них тёплая и холодная часть отделялись друг от друга специальным помещением – сенями.

Первые подробные описания построек деревянных жилищ города содержит Переписная книга постоялых дворов г. Енисейска, составленная в 1704 году. Описанные в ней постоялые дворы, построенные как частное жилье, представляют собой характерную дворовую застройку, распространенную у населения среднего достатка. Этот документ был внимательно проанализирован советским историком В.А. Александровым, который на его основе впервые ввел в научный оборот размеры частных усадеб, типы и размеры построек, количество и разновидности в них окон, виды отопления и строительные материалы, также общие сведения о застройке и планировке Енисейска конца XVII – начала XVIII вв. 

Из Переписной книги постоялых дворов Енисейска следует – в городе существовало «три жилых района: 7 дворов в пределах острога, 21 двор на “нижнем посаде” за границами острога, 4 двора также на посаде, но за Мельничной речкой».

В конце XVII века уже более половины жилищ Енисейска были трёхкамерными. Общая площадь жилищ жителей среднего достатка составляла примерно от 70 до 150 квадратных метров, что и по современным меркам представляется просторным. Из описаний следует, что преобладали дома без подклета – одноуровневые, с одной жилой избой, за которой располагались сени, а за ними холодная клеть. Подклетом называли помещение нежилого нижнего этажа под верхним жилым помещением. Ещё со времён древнеславянского строительства основной формой жилища был прямоугольный сруб, называемый «клетью». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д. Также называлась совокупность двух клетей, поставленных одна на другую. Часто нижнюю клеть использовали как летнее жилье или амбар. В Енисейске дома сооружались без фундаментов, ставились на оклад (первый венец сруба) и покрывались длинными колотыми, обычно сосновыми, дощечками – «драньём». Такие постройки приходили в негодность примерно за 30–50 лет. В большинстве изб и клетей насчитывалось от пяти до семи волоковых окон, представлявших собой отверстия между венцами, которые закрывали деревянными задвижками. При этом одно из волоковых окон выходило в сени для вывода дыма от печи через дымник, вытяжную деревянную трубу над дымовым отверстием в потолке или в стене избы с беструбной «чёрной» печью. В описании иногда присутствует одно и ещё реже два колодных окна. Постройками первых жителей города были поземные «чёрные» избы – без печной трубы, с глинобитными печами, со всеми волоковыми окнами и дверьми «на пятах». Пятой назывались деревянные шипы в верхней и нижней части двери, которые вставлялись в гнезда, выбранные в пороге и в верхнем косяке. Пяты или пятки служили для крепления и открывания двери, за неимением металлических конструкций. В сенях чаще всего не было потолочного перекрытия. Двор обычно располагался с восточной или южной стороны дома. 

В одном из описаний автор обращает внимание на то, что не только «подволока тесовая» (подволока – старинное название потолка в деревянных зданиях), но и «стены у той клети обтёсаны». В конце XVII – к началу XVIII вв. появляются избы по-белому с кирпичными печами и печными трубами, всё чаще упоминаются колодные окна по одному, реже по два на дом с использованием слюды, тесовые стены, подшитые потолки, металлические крепления дверей. 

Своё богатое барочное убранство город получит гораздо позже, в середине XIX века, с развитием золотопромышленности. Именно таким стал провинциальный Енисейск на пике своего архитектурного расцвета. Наряду с каменной архитектурой деревянное строительство гармонично создавало образ города, выросшего на давних традициях русского и сибирского зодчества.

Енисейский музей-заповедник