Найти в Дзене

Грабарь. Свет и цвет в творчестве.

Юбилейная выставка Игоря Эммануиловича Грабаря прошла в Третьяковской галерее. Такие выставки любопытны тем, что на них можно увидеть путь художника: становление его творчества таким, каким мы его знаем.  Здесь были представлены и его первые работы, написанные ещё в годы его обучения в Московском Императорском лицее. Именно тогда он начинает заниматься в воскресных классах рисования при Московском обществе любителей художеств.  И самые известные пейзажи и натюрморты с характерным стилем Грабаря. Которые, к слову, были написаны в середине жизни, в самый сильный творческий период, примерно с 30 до 40 лет. Пишу главным образом на всякие лады иней: в серый день, в солнце, утром, вечером. Задумываю большую сюиту "День инея", для которой пишу без конца маленькие цветные наброски, минут по пять – десять, больше нельзя: стынет на морозе краска. Из этих набросков и пометок комбинирую в мастерской большую композицию, очень сложную со стороны технической, построенную на всяких трюках, без кот

Юбилейная выставка Игоря Эммануиловича Грабаря прошла в Третьяковской галерее.

Автопортрет
Автопортрет

Такие выставки любопытны тем, что на них можно увидеть путь художника: становление его творчества таким, каким мы его знаем. 

Здесь были представлены и его первые работы, написанные ещё в годы его обучения в Московском Императорском лицее.

Прудик у Дельвиговского училища в Москве. 1889 г.
Прудик у Дельвиговского училища в Москве. 1889 г.

Именно тогда он начинает заниматься в воскресных классах рисования при Московском обществе любителей художеств. 

Измаил. 1887 г. Предположительно изображён дом, в котором проживал Э.И. Грабарь — отец художника.
Измаил. 1887 г. Предположительно изображён дом, в котором проживал Э.И. Грабарь — отец художника.

И самые известные пейзажи и натюрморты с характерным стилем Грабаря. Которые, к слову, были написаны в середине жизни, в самый сильный творческий период, примерно с 30 до 40 лет.

Иней. 1905 г.
Иней. 1905 г.

Пишу главным образом на всякие лады иней: в серый день, в солнце, утром, вечером. Задумываю большую сюиту "День инея", для которой пишу без конца маленькие цветные наброски, минут по пять – десять, больше нельзя: стынет на морозе краска. Из этих набросков и пометок комбинирую в мастерской большую композицию, очень сложную со стороны технической, построенную на всяких трюках, без которых трудно было бы передать эффект, одновременно графический и живописный, наблюдаемый в некоторые инейные дни и при некоторых видах инея, ибо последние весьма разнообразны и разнородны.
Мартовский снег. 1904 г.
Мартовский снег. 1904 г.
-6
Белая зима. Грачиные гнезда. 1904 г.
Белая зима. Грачиные гнезда. 1904 г.
-8
Голубая скатерть. 1907 г.
Голубая скатерть. 1907 г.
Хризантемы. 1905 г.
Хризантемы. 1905 г.
-11
-12
-13
Берёзовая роща 1907 г.
Берёзовая роща 1907 г.
Берёзовая роща. Фрагмент.
Берёзовая роща. Фрагмент.
Берёзовая роща. Фрагмент.
Берёзовая роща. Фрагмент.
Берёзовая роща. Фрагмент.
Берёзовая роща. Фрагмент.
Павильон в Кузьминках. 1904 г. Изображена Мыльная (Ванный домик) в подмосковном имени Кузьминки, принадлежавший князю С.М. Голицыну. Здание построено в 1816 - 1817 годах по проекту архитектора Д.И. Жилярди, в 1994-1995 годах дважды горело, воссоздано в 2008 году.
Павильон в Кузьминках. 1904 г. Изображена Мыльная (Ванный домик) в подмосковном имени Кузьминки, принадлежавший князю С.М. Голицыну. Здание построено в 1816 - 1817 годах по проекту архитектора Д.И. Жилярди, в 1994-1995 годах дважды горело, воссоздано в 2008 году.
Павильон в Кузьминках. Фрагмент
Павильон в Кузьминках. Фрагмент
Павильон в Кузьминках. Фрагмент
Павильон в Кузьминках. Фрагмент
Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901 г.
Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901 г.
Сирень и незабудки. 1905 г.
Сирень и незабудки. 1905 г.
Сирень и незабудки. Фрагмент.
Сирень и незабудки. Фрагмент.
Сирень и незабудки. Фрагмент.
Сирень и незабудки. Фрагмент.
Сентябрьский снег. Фрагмент.
Сентябрьский снег. Фрагмент.
Сентябрьский снег. 1903 г. Пейзаж создан в имении Титово, принадлежавшем тётке художника.
Сентябрьский снег. 1903 г. Пейзаж создан в имении Титово, принадлежавшем тётке художника.
Заход солнца. 1907 г.
Заход солнца. 1907 г.

А также пейзажи и портреты более позднего периода, уже немного другие по стилистике:

Старый дом в Ольгове. 1921 г. Изображён парадный фасад главного здания усадьбы Ольгово Дмитровского уезда Московской губернии, построенного по заказу графа С.С. Апраксина архитектором Ф.И. Кампорези (1790-е; с 1960-х полуразрушен)
Старый дом в Ольгове. 1921 г. Изображён парадный фасад главного здания усадьбы Ольгово Дмитровского уезда Московской губернии, построенного по заказу графа С.С. Апраксина архитектором Ф.И. Кампорези (1790-е; с 1960-х полуразрушен)
1947 г.
1947 г.
Рябины 2924 г. Пейзаж написан в деревне Жилино Люберецкого района Московской области, где Грабарь снимал дачу.
Рябины 2924 г. Пейзаж написан в деревне Жилино Люберецкого района Московской области, где Грабарь снимал дачу.
-31
Березовая аллея. 1940 г.
Березовая аллея. 1940 г.
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941 г. Изображён двор между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, а также церковь Николая Мирликийского в Пыжах (1672) – районе Замоскворечья, с которым тесно была связана жизнь художника ещё м лицейских времён.
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941 г. Изображён двор между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, а также церковь Николая Мирликийского в Пыжах (1672) – районе Замоскворечья, с которым тесно была связана жизнь художника ещё м лицейских времён.
1926 г.
1926 г.

И написанные им портреты, которые не так широко известны, как пейзажи. Среди них и портреты сделанные по заказу президиума Академии наук СССР для конференц-зала Академии. 

Портрет М.В. Морозова. 1934 г.
Портрет М.В. Морозова. 1934 г.
Портрет В.И. Ленина 1933 г.
Портрет В.И. Ленина 1933 г.
Портрет В.Г. Дуловой. 1935 г.
Портрет В.Г. Дуловой. 1935 г.
-38
Портрет К.Д. Медовой. 1932 г.
Портрет К.Д. Медовой. 1932 г.
-40
-41

В конце выставки показан период жизни, когда Игорь Эммануилович Грабарь активно занимается общественной деятельностью, а именно: сохранением и восстановлением памятников древнерусской живописи.

«Я перенес всю энергию на дело создания органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины… Это дело увлекло меня всецело».

Портрет реставратора Г.О. Чирикова
Портрет реставратора Г.О. Чирикова