Юбилейная выставка Игоря Эммануиловича Грабаря прошла в Третьяковской галерее.
Такие выставки любопытны тем, что на них можно увидеть путь художника: становление его творчества таким, каким мы его знаем.
Здесь были представлены и его первые работы, написанные ещё в годы его обучения в Московском Императорском лицее.
Именно тогда он начинает заниматься в воскресных классах рисования при Московском обществе любителей художеств.
И самые известные пейзажи и натюрморты с характерным стилем Грабаря. Которые, к слову, были написаны в середине жизни, в самый сильный творческий период, примерно с 30 до 40 лет.
Пишу главным образом на всякие лады иней: в серый день, в солнце, утром, вечером. Задумываю большую сюиту "День инея", для которой пишу без конца маленькие цветные наброски, минут по пять – десять, больше нельзя: стынет на морозе краска. Из этих набросков и пометок комбинирую в мастерской большую композицию, очень сложную со стороны технической, построенную на всяких трюках, без которых трудно было бы передать эффект, одновременно графический и живописный, наблюдаемый в некоторые инейные дни и при некоторых видах инея, ибо последние весьма разнообразны и разнородны.
А также пейзажи и портреты более позднего периода, уже немного другие по стилистике:
И написанные им портреты, которые не так широко известны, как пейзажи. Среди них и портреты сделанные по заказу президиума Академии наук СССР для конференц-зала Академии.
В конце выставки показан период жизни, когда Игорь Эммануилович Грабарь активно занимается общественной деятельностью, а именно: сохранением и восстановлением памятников древнерусской живописи.
«Я перенес всю энергию на дело создания органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины… Это дело увлекло меня всецело».