Найти тему
Так,как есть.

Всё о детях. Развитие речи.

Информация взята из книги "Молодым родителям" под редакцией М.Я. Студеникина.

Автор статьи: Н.С. Мирзоян

Развитие речи

Значительно облегчает контакт с ребенком своевременное развитие его речи. К году жизни он уже знает 8-10 слов. Затем речь быстро начинает совершенствоваться. Взрослый радуется каждому новому слову, но радоваться мало, надо ещё и помочь ребенку. Малыш легко подражает речи взрослого. Если взрослый будет не только называть предметы, но и их качества (мяч – круглый, чай – сладкий, цветок - красный), то ребенок быстро усвоит и эти понятия. Надо к тому же учесть, что значительно быстрее происходит обучение, если ребенку не только называть предмет, но и дать его потрогать, т.е. воздействовать одновременно на несколько анализаторов.

Развитие речи ребенка происходит в два этапа: сначала он главным образом понимает речь, но мало говорит (так называемая сенсорная речь), затем развивается и активная речь. Понимать речь дети начинают очень рано. Уже в 7-месячном возрасте ребенок может взглядом найти предмет, неоднократно называемый, находящийся в определенном месте, «где ляля?», и выполнить действие, если услышит: «дай мяч». Но вначале слова эти не имеют обобщенного значения.

Если положить другую куклу, то она не вызовет у него реакции на вопрос «где ляля?». К 9 мес. ребенок отыскивает взглядом несколько предметов независимо от их местоположения. К 10-11 мес. у ребенка некоторые слова принимают обобщенный характер. Например, резиновая кукла, матрешка и любая другая кукла – все становятся лялей. Если раньше ребенок кисой называл все, что пушистое, то теперь кисой он называет и пушистое, и матерчатое, и пластмассовое, если только оно напоминает образ кошки.

Далее с возрастом способность к обобщению все более развивается. К 2-3 годам в слове «игрушка» ребенок объединяет и кукол, и кубики, и мячи, и посуду, т.е. все, чем он играет.

На 3-м году ребенок обобщает не только название действий и предметов, но и качества их. Например, на вопрос, что бывает красным, может ответить «бантик, платье, мячик».

При обучении ребенка речи взрослый должен показывать все действия и сопровождать их словами. Если ребенок, например, ест, нужно говорить «кушаем кашу», если ложится спать – «будем спать». В первом полугодии второго года жизни необходимо у ребенка совершенствовать подражание и учить простым словам: «тик-тик», «би-би», но одновременно с облегченными словами следует называть и настоящие слова: «тик-тик, часы», «би-би, машина» и т.д. Как только ребенок начинает подражать слышимым словам, перейти к обычной речи.

Надо стремиться к тому, чтобы ребенок активно пользовался речью. Некоторые родители совершают ошибки, выполняя желания ребенка по его одному лишь жесту или мимике. Это неправильно, так как ведет к задержке развития активной речи. Если даже ясно, что хочет сказать ребенок, нужно побудить его выразить свое желание словами: «скажи, дай яблоко».

При правильном подходе к обучению ребенок быстро пополняет свой словарный запас. Дети в возрасте 1 года 11 мес., а девочки даже несколько раньше, могут уже составлять короткие фразы из 2-3 слов, на 3-м году жизни способны отгадывать простые загадки, понимать несложные рассказы. В этот период развитию речи необходимо уделять особое внимание. Для этого можно пользоваться картинками, на которых изображено какое-то конкретное действие, например, кошка спит, девочка играет в мяч, машина едет по дороге. Попросите рассказать о содержании картинок, объясните названия незнакомых предметов и действий. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.

Ребенок старше 3 лет может говорить уже сложными фразами, но часто с неправильным произношением и перестановкой букв в словах.

Таблица 12. Возрастные этапы развития речи

-2

Нередко, при дефектах воспитания, развитие речи задерживается до 3,5 – 4-летнего возраста. Если ребенок в других отношениях развит нормально, пусть это вас не волнует. Нужно лишь несколько форсировать обучение и наверстать упущенное.