Найти тему

Мы-партнёры!

Оглавление

Благодаря интеграции с университетом, региональная система образования стала устойчивее

Саратовский университет – неотъемлемая часть образовательной системы региона, без его участия сегодня сложно представить развитие многих отраслей. О системе подготовки молодых учителей в СГУ, об их профессиональной мотивации, карьерных перспективах и социальном статусе мы беседуем с заместителем председателя Правительства Саратовской области – министром образования Михаилом Игоревичем Орловым.

Из архива пресс-службы областного Министерства образования
Из архива пресс-службы областного Министерства образования

– Михаил Игоревич, как бы Вы определили роль и место старейшего классического вуза с позиций регионального министерства образования?

– Прежде всего, как системообразующую. Если говорить в целом об университетском сообществе, то оно у нас представлено очень широко. Саратов – город студентов, их у нас больше, чем в каком-либо другом городе Приволжского федерального округа: каждый 16-й житель – студент. Наши вузы во всём нынешнем многообразии свою родословную ведут от классического университета. А для региональной образовательной системы СГУ особенно ценен ещё и тем, что готовит всех наших педагогов. Здесь же, на его базе, они постоянно повышают свою квалификацию. Так что для нас взаимодействие с университетом – это прежде всего вопрос о полноте региональной системы образования.

В последнее время мы вышли на такой уровень взаимодействия, когда стала реальной интеграция всей университетской системы в региональное образование. Когда это произошло, когда мы поняли, что нужны друг другу, образовательная система области стала гораздо устойчивее. Роль СГУ в этом деле основная, её сложно переоценить. Не случайно председателем Совета ректоров высших учебных заведений Саратовской области стал Алексей Николаевич Чумаченко.

– На протяжении многих лет фиксировался дефицит квалифицированных учительских кадров. Сегодня в СГУ выстраивается многоступенчатая система подготовки педагогов, призванная постепенно решать эту проблему. Как Вы оцениваете концепцию непрерывной подготовки учителей для образовательной системы области на базе СГУ?

– На мой взгляд, классический университет в отношении педагогических кадров проводит очень грамотную, продуманную политику. СГУ всегда отличался тем, что уделял особое внимание педагогическому образованию и никогда об этом не забывал. Эта тема всегда занимала приоритетные позиции в перспективных планах развития, какими они виделись руководству университета.

Сейчас университет развивается в парадигме программы «Приоритет 2030», каждый участник которой ориентируется на те приоритеты, которые ему ближе. Наш университет один из своих пяти проектов посвятил именно педагогическому образованию и успешно защитил это направление перед комиссией федерального министерства. Для классического университета, где по традиции всё сосредоточено на подготовке научных кадров и создании научных школ, это было неординарное решение. Считаю победу стратегического проекта СГУ «Учитель в образовательной парадигме» в конкурсе федеральной программы поддержки российских вузов знаковым событием. Она придала новый импульс развитию педагогической миссии вуза.

Университет пригласил меня в состав команды, которая защищала проект в 2022 году по итогам первого года его реализации перед комиссией при Министерстве науки и высшего образования. И когда во время обсуждения нас спрашивали, что делает университет для региона, у меня, как заместителя председателя правительства и регионального министра, было что рассказать столичным коллегам.

Конечно, мы заинтересованы в развитии СГУ как крупного научно-исследовательского центра – это и привлекательность региона, и точка роста всей экономики. Но у нас сегодня отлично получается совместными усилиями развивать и педагогическое образование! И это огромное достижение университетского руководства. Мою оценку подтверждают все те уникальные проекты, которые уже реализуются в СГУ. Вуз использует как классические, так и новые формы развития педобразования и, что особенно важно, выстраивает непрерывную цепочку подготовки педагогических кадров.

Саратовский государственный университет одним из первых в России начал создавать базовые кафедры в школах. Зарекомендовал себя и мотивирующий к профессиональной деятельности проект «Неделя педагогического образования», и конкурс студенческого учительского мастерства «Шаг в профессию». Из последних проектов хочу выделить Педагогический класс – это совершенно новая форма профориентации и поддержки тех детей, которые хотели бы поступить в вуз и уже ориентированы на педагогическое направление.

– Да, Вы активно поддержали идею Педагогического класса, встречались со школьниками, отвечали на их вопросы. Каковы Ваши впечатления от этих встреч? Насколько педагогические проекты СГУ мотивируют будущих студентов и выпускников университета на работу в школе?

– Я буду счастлив, если они придут в школу и со временем станут моими коллегами. Уровень подготовки этих детей очень высокий.

Бытовало предвзятое мнение, что учителями становятся те, кто не смог поступить ещё куда-то. Сегодня это уже не так. Я общался на встречах со многими очень развитыми молодыми людьми, прекрасно понимающими, куда и зачем они идут. Я уверен, что любой другой вуз и другое направление хотели бы видеть у себя этих студентов. Педагогические направления сейчас формируются не по остаточному принципу, и это самое большое достижение этого проекта.

Насколько эти проекты мотивируют будущих абитуриентов? Уже первый анализ показал потрясающий результат: к занятиям подключалось до 200 учащихся, 108 из них получили свидетельства об окончании первого цикла занятий, из них на педагогические направления в СГУ поступили 99 человек. А к первому занятию Педагогического класса этого учебного года подключились уже 511 человек!

– Педагогические направления в последние годы действительно стали популярными у абитуриентов СГУ. А в целом какими Вы видите перспективы профессии учителя?

– В прошлом году впервые педагогические профессии вошли в топ-3 самых востребованных направлений у абитуриентов. На философском факультете на педагогическое образование, профиль «Обществознание», претендовал на одно место 21 человек. На факультете психолого-педагогического и специального образования на разные профили – по 16-17 человек. В Институте истории и международных отношений на профиль «История» – 15 человек. Мы видим очень высокую конкурентную среду среди тех, кто выбрал педагогическое направление. И это наблюдается в последние 2-3 года.

А что касается перспектив профессии… Я уверен, что ситуация, когда учитель считался человеком с несостоявшейся судьбой, с низкой самооценкой и зарплатой, уходит в прошлое. Молодёжь как наиболее мобильная группа общества остро ощущает эти перемены. В 2022 году впервые почти половина всех имеющихся вакансий в области замещалась молодыми педагогами.

– Михаил Игоревич, Вы сами выпускник истфака СГУ, работали учителем, руководили большим педагогическим коллективом. В какой момент Вы поняли, что сделали правильный выбор? Вам знакомы проблемы, с которыми сталкиваются будущие педагоги после получения диплома?

– В университет я поступил, имея перед собой пример своего школьного учителя истории Леонида Васильевича Мишенькина. Это он повлиял на мой выбор, так как другим моим любимым предметом была химия. Мне очень нравилось решать химические задачи. Его уроки в школе №2 Фрунзенского района меня покорили, и я решил поступать на истфак.

Пять лет в университете – счастливое время. Ты молод, можешь многое, но пока ни за что особо не отвечаешь. При этом общаешься с корифеями университетской исторической науки. Одни имена чего стоят: Игорь Васильевич Порох, Соломон Моисеевич Стам, Владимир Иванович Кац. Вспоминаю этих крупнейших учёных и достойных людей с глубочайшим уважением: если вы пишете какую-то статью и не упоминаете их в историографии, значит, вы не совсем компетентны в своей теме.

Окончив университет, я пошёл работать в свою же школу, где проработал 12 лет учителем, заместителем директора. Трудился в районном отделе образования, затем в министерстве образования, директором лицея, теперь снова вернулся в министерство, на руководящую должность. Так что вся моя сознательная жизнь связана со школой и с университетом. Защитил кандидатскую диссертацию по социальной философии (на стыке истории и философии), получил в университете второе образование – на юридическом факультете. Ведь принятие всех управленческих решений так или иначе связано с нормативной базой.

Я никогда не сомневался в своём выборе. Работа в школе не принесла никаких разочарований. Всегда был благодарен университету, истфаку. Той базы, которую заложили мои преподаватели за пять лет, уверен, хватит на всю жизнь, она очень основательная.

Период, когда я начинал работать ещё в 1993 году, и нынешний – это разные ситуации. Сейчас основная проблема заключается даже не в заработной плате. Надо реально поднимать престиж профессии и социальный статус учителя. Да, бывают «школьные» и «нешкольные» люди. Нельзя быть учителем наполовину, отработав с девяти до трёх. Хороший педагог всё время в процессе, и дома тоже. Он постоянно учится, планирует, моделирует, экспериментирует. Вот это как раз многих и смущает.

Как смущает и отношение части нашего общества к педагогу. Молодой человек только начинает свою педагогическую деятельность, а ему родители и сами ученики публично предъявляют претензии, и он не знает, как вести себя в этой ситуации. Накапливается негативный психологический опыт, многие не справляются с эмоциями и уходят из профессии в первые два года работы.

В нашей профессиональной среде должна сформироваться атмосфера корпоративной этики и взаимовыручки. В последнее время наметилась такая тенденция: многие родители – и я им за это очень благодарен! – стали понимать, что неуважительное отношение к учителю неизбежно сказывается и на их ребёнке, и на них самих. С другой стороны, любое нарушение прав ребёнка или родителей, некорректное поведение педагога сейчас легко фиксируется, скрыть ничего невозможно. Но делать это надо так, чтобы, разбираясь с конкретной ситуацией, не наносить удар всей профессии.

Кстати, и этому тоже надо учить студентов, как не дать загнать себя в конфликтную ситуацию, когда уже единственным аргументом становится эмоция. А для того чтобы в студентах вырабатывалась необходимая социальная устойчивость, нужно, чтобы они как можно раньше приходили в школу. И лучше всего – в ту, в которую потом пойдут работать.

Мы обсуждали с руководством университета наше предложение об объединении педагогических практик, для того чтобы в последний год обучения большую часть курса выпускники уже работали на постоянной основе, а рядом с ними – наставники, которые будут их страховать. Чисто теоретически будущего педагога можно научить психологическим практикам и в университете, но только в школе они смогут адаптировать эти знания к реальной ситуации. И здесь может сыграть свою роль целевое направление абитуриентов, эффективность которого в последнее время горячо обсуждается в регионе.

– Как заказчик в лице регионального министерства образования Вы довольны качеством подготовки будущих учителей в СГУ? Есть ли какие-то замечания или пожелания?

– Я думаю, каких-то системных сбоев у нас нет, качество подготовки в СГУ достаточно высокое. К нам приходят сотни выпускников-учителей. Понятно, что все они разные, есть и отличники, и хорошисты. В целом уровень подготовки адекватен тем требованиям, которые предъявляет федеральный образовательный стандарт.

На мой взгляд, при подготовке педагогических кадров необходимо усиливать их психологическую устойчивость. Самостоятельно университет не может решить эту проблему. Если мы хотим из хорошего студента получить хорошего педагога, это можно сделать лишь в результате совместных усилий университета, муниципальной и региональной систем образования.

В последние годы мы увидели друг в друге партнёров, единомышленников, начали активно взаимодействовать, в том числе в рамках программы «Приоритет 2030». Если будем продолжать это движение навстречу друг другу, уверен, достигнем значительных успехов.

Подготовила Тамара Корнева

Материал спецвыпуска газеты "Саратовский университет"

#ГодПедагогаиНаставника #saruniversity