Как перестать готовиться и начать начинать? Да можно прямо так, без перехода. Только через небольшое предупреждение:
Дальнейший материал может содержать изображения, которые не отличаются идеальностью, а отражают мой обычный низкотехнологичный но вполне рабочий процесс.
Печатаю первую страницу (с монтажной схемой) и перечень компонентов из бумажной документации. Хоть они мне прямо сейчас и не понадобятся, но так можно проверить что принтер исправен, чернила в наличии и прочистка сопел не требуется.
На отдельном листе печатаю инвертированный шаблон, вырезаю. Он будет выступать габаритным макетом для кройки текстолита и фоторезиста.
Текстолит у меня 10*10 см, а плата будет меньшего размера. Размечаю по шаблону с небольшим запасом и отрезаю лишнее вот такими ножницами по металлу.
Они режут достаточно ровно, не производят шума и вредной текстолитной пыли. Хотя и немного расслаивается текстолит по срезу. Но никогда ещё не сталкивался с какими-либо последствиями этого.
Готово. Теперь поверхность текстолита надо слегка зачистить металлической губкой и потом тщательно помыть чистой губкой для мытья посуды с каплей фэйри.
Пока помытый текстолит сохнет, перехожу в комнату.
Печатаю шаблон на специальной плёнке, оставляю просохнуть на 10 минут.
Отмеряю и отрезаю фоторезист с некоторым запасом, примерно по сантиметру с каждой стороны.
Прогреваю ламинатор до 105 градусов
Наклеиваю...
И полное фиаско. Второй раз в жизни я ухитрился запороть наклейку фоторезиста с ламинатором. И так же как в тот раз - при засасывании текстолита в ламинатор где-то допустил перекос и фоторезист сморщило. Видимо давненько я не брал в руки шашек....
Надо переделывать, снимаю с резиста верхнюю пленку и пускаю в ванночку с водой и кальцинированной содой, пусть растворяется.
Второй подход, все те же участники. Только фоторезиста, конечно, пришлось отрезать новый кусок.
Со второго раза уже больше похоже на правду, хоть с одного края и видно несколько мелких дефектов, поборюсь с ними позже. Прогоняю через ламинатор другой стороной в глубине души надеясь на чудо. Спойлер: чудес не бывает.
Кладу шаблон, накрываю тонким стеклом для равномерного прижима
И на 5 минут загорать под УФ. Время процедур у каждого будет своё, в зависимости от расстояния до предмета экспозиции и прочих факторов. Его надо подобрать индивидуально.
После 5 минут видно, что фоторезист изменил цвет в соответствии с шаблоном. Слева также видно островки дефектных мест, где фоторезист не приклеился нормально к текстолиту.
После проявки в кальцинированной соде незасвеченный фоторезист растворился, остался только там, где на него попадал УФ свет.
При помощи перманентного маркера закрашиваю фрагменты, где были дефекты.
Если бы я делал обучающий материал по изготовлению печатных плат, то мне на этом месте стало бы стыдно и я бы переделал. Но первичная цель у меня - сделать аналоговый дилей и исправлять на ходу мелкие неприятности, а не начинать каждый раз заново, добиваясь идеального результата путём многократного переделывания и траты времени.
Далее Лимонная кислота+Соль+Перекись и вся кювета с этим раствором пускается плавать в тёплую воду.
Спустя короткое время начинается ахалай-махалай, сопровождающийся выходом волшебных пузырьков (на всякий случай лучше бы ими не дышать, этот этап я делаю на кухне с включенной вытяжкой) и окрашиванием раствора в зеленоватый цвет.
Временами достаю плату, споласкиваю проточной водой и проверяю на предмет готовности. В данном случае почти готово, только вдоль нижнего края и в правой части по центру есть несколько недорастворившихся точек меди. Опускаю ещё на пару минут, чтобы дотравились.
После плата отправляется в кювету с раствором кальцинированной соды, чтобы смыть с меди оставшийся фоторезист. Там она проведёт около часа, а вернётся уже в следующей заметке.