Найти тему
Аргументы недели

Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны

   Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны
Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны

В Московском Губернском театре состоялась премьера драмы «Сорок первый» в постановке Ивана Пачина.

Название «Сорок первый» у большинства ассоциируется с началом Великой Отечественной войны, но те, кто читал повесть Бориса Лавренёва или смотрел снятый по её мотивам фильм Григория Чухрая, сразу поймут, что спектакль Губернского театра будет о любви на фоне событий Гражданской войны.

Сирота из рыбацкой деревни Марютка (Ирина Токмакова) вступает в Красную армию и становится первоклассным стрелком. Она заносит всех убитых белых офицеров в свой личный снайперский список. Но вот на сорок первом её винтовка даёт осечку. Так в плен к красноармейцам попадает поручик Говоруха-Отрок (Антон Соколов).

Во время шторма необразованная девушка с мужицкими повадками и интеллигентный офицер, попавший в плен к противнику, оказываются на необитаемом острове. Красная и белый, пролетарка и буржуй – людей из двух совершенно разных миров соединяет любовь... Он должен был стать сорок первым в списке мёртвых, но стал для неё первым «на счету девичьей радости».

Но может ли любовная идиллия длиться вечно, если за пределами крошечного островка продолжается Гражданская война?.. Они говорят по-разному: Он – красивыми фразами, по-книжному, Она – просто, искренне, с астраханским диалектом и грамматическими ошибками. Ему пришлось пойти на фронт из-за чувства долга, она же сражалась за революционную идею справедливости. И вот после краткосрочного счастья начинается между ними политический спор.

Мог бы в финале не раздаться этот предательский выстрел? Повесть Бориса Лавренёва вышла в 1924 году, для того времени концовка была вполне типичной – преданность революционным идеям восторжествовала над чувством. Но разве можно в наше время убить любимого из-за убеждений?

«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае героям повести намного легче, чем нам – обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».

Спектакль Ивана Пачина получился удивительно кинематографичным. Декораций на сцене минимум (сценография – Ольга Галицкая), но это не мешает зрителям полностью погружаться в происходящее. Вместе с артистами они переносятся из холода в жару, из киргизской пустыни – на необитаемый остров, из местной газетной редакции, где сотрудники гогочут над Марюткиными стихами, – в бушующее Аральское море, в котором гибнут красные солдаты. На арьерсцене расположен мультимедийный экран, на котором то бушует революция, то тянется караван верблюдов по знойной азиатской степи (художник мультимедиа Аня Леонова).

Режиссёр Иван Пачин в основном работает над детскими постановками. Очевидно, отсюда идея ввести автора-повествователя – этакого сказочника (Алексей Веретин), который то является сторонним наблюдателем, то предстаёт красноармейцем, то перевоплощается в хлебосольного киргиза, угощающего изголодавшийся отряд Евсюкова пловом. Артист настолько меняется в голосе и во внешности, что иногда сложно поверить, что перед нами один и тот же человек. Рассказчик не мешает сценическому действию, а органично в него вписывается, за что следует поблагодарить автора инсценировки Фёдора Парасюка.

Спектакль Ивана Пачина можно назвать по-настоящему эпическим. Проблема любви и долга в том виде, в котором она существовала в начале XX века, на сцене Губернского театра звучит по-новому, актуально и современно. Так и хочется перенести сюжет в наши дни и задать вопрос себе и своим близким: неужели можно убить любимого человека из-за разных политических взглядов?..