На Сочи Автодроме 25 и 26 марта состоится финал Sochi Drift Challenge сезона 2022-23 (SDC). МТ поговорил с его лидером и главным претендентом на титул, двукратным вице-чемпионом RDS GP пилотом команды Carville Racing Никитой Шиковым о психологическом давлении, соперниках, кодексе чести дрифтера и любви к сверхмощным машинам.
Ты претендуешь на титул в SDC. Насколько это оказывает давление?
На самом деле, двоякая ситуация. С одной стороны, ответственность давит и давит довольно серьезно. Начинаешь думать о том, как бы не допустить ошибку. На предыдущих этапах таких мыслей не было — просто хотелось показать хороший результат.
Конечно, ответственность в любом случае есть всегда, давление ощущается — это профессиональный чемпионат с партнерами, спонсорами, задачами и амбициями, а не любительские покатушки, где ты просто получаешь удовольствие от езды. Но первые три этапы я это давление ощущал не так, как ощущаю сейчас. И это хорошая тренировка для нервной системы и контр-мотивации против своих собственных страхов.
Ты дважды был вице-чемпионом RDS, выигрывал много соревнований, но чемпионом по итогам сезона ни разу не был. Насколько важно, наконец, взять титул?
У меня уже сложилась определенная карма вице-чемпиона — последний шаг к титулу сделать никак не удается. Возможно, я сам немного расслабляюсь, и в итоге не хватает концентрации. Но, на самом деле, титул не является для меня какой-то обязательной целью. Возможно, это странно прозвучит, но я больше хочу показать стабильные, красивые и качественные заезды. Для себя, для команды, для зрителей. Если это показывать стабильно и регулярно, то и окажешься среди претендентов на титул. Но, прежде всего, я хочу показывать крутой дрифт. Естественно, мне хотелось бы совместить это с итоговыми результатами. И не только мне, но и команде, спонсорам и болельщикам.
Твой главный соперник — напарник по команде Григорий Бурлуцкий. Это осложняет, облегчает борьбу или нет никакой разницы?
Нет-нет, мой главный соперник – это я сам. Так было всегда. Я всегда говорю, что в любом соревновании мой главный соперник — это внутренний я, который слишком много думает, слишком много нервничает, может перестараться в каких-то ситуациях. Касаемо того, что мы с Гришей близки по баллам, то я рад, что сезон складывается хорошо у всей команды. Я горжусь тем, что мы лидируем в командном зачете, что мы вместе с напарником претендуем на титул. Но в данном случае я рассматриваю его как своего соперника: не хочу отдать ему титул, кем бы он ни был — напарником или человеком из другой команды.
На самом деле, пилоты на третьем и четвертом местах отстали по баллам не так сильно и все еще претендуют на титул. При определенных факторах: неудачной квалификации, техническом сходе, проигрыше в ранней стадии, — все может поменяться и перевернуться.
Carville Racing в этом году совершил настоящий прорыв. За счет чего вам это удалось?
Во-первых, это связано с систематическим процессом развития команды. Carville Racing появилась в дрифте только в 2021 году. Мы проехали сезон в RDS GP, ребята проехали два сезона в Европе: растет мастерство пилотов, уровень взаимодействия внутри команды, техническая подготовка.
Когда мы планировали ехать на Sochi Drift Challenge — я имею в виду себя и команду, которая работает с моей машиной — как боевую тренировку перед сезоном RDS GP, чтобы никто не расслаблялся, чтобы нервная система оставалась в тонусе, чтобы «вкатать» машину. И это ощущение легкости сработало в плюс: меньшая психологическая нагрузка позволила ехать лучше. Последние годы в дрифте все пилоты достаточно сильно подтянулись технически: были найдены какие-то решения, которые позволили избавиться от технических сходов. Остались другие материи, с которыми нужно играть, включая психологию.
Кого из соперников в этом сезоне SDC ты бы мог выделить? Кто-нибудь из ребят смог тебя удивить?
Прежде всего, меня удивляют мои напарники по команде: Иван Пальмин и Григорий Бурулцкий. Ваня показывает отличный дрифт на тренировках, ему иногда не хватает настроя на сами заезды — он перегорает. Мы находимся в одном боксе, и я вижу, как сильно он переживает, и всегда стараюсь его успокоить и приободрить. Но на тренировках он показывает дрифт такого уровня, что судьи ставят его в пример во время брифингов. Сильная сторона Гриши из-за его большого опыта в кольцевых гонках и ралли — это хладнокровие. На тренировках он может показывать спокойные, средние проезды, а в гонке резко прибавить, сохранив запал на итоговые заезды.
Также я бы отметил Арсения Варавина — одного из внезапных претендентов на титул. Он ездит на Nissan Skyline в кузове R33 — редкая для современного дрифта машина. К тому же у него оригинальный двигатель Nissan серии RB, который практически никем не используется из-за своей сложности и капризности. То, что на этой машине он едет стабильно, показывает высокие результаты и претендует на титул — дорогого стоит.
В целом в этом сезоне в SDC много интересных ребят, темных лошадок и андердогов, которые приятно удивили.
Атмосфера Sochi Drift Challenge возвращает нас к истокам дрифта, когда это был крутой перформанс на ярких и интересных машинах. Сейчас в топовых чемпионатах все пилоты стараются использовать только проверенные решения и отойти от диких технических экспериментов. А я всегда был поклонником того, чтобы быть не как все.
На финальном этапе выступит Георгий Чивчян — один из лучших пилотов мира. Насколько это сложный и неудобный для тебя соперник?
Гоча — топовый пилот, один из лучших в мире и мой близкий товарищ, друг. Когда я еду в паре с ним, я всегда чувствую себя немного более расслабленным, чем во время заезда с более слабым соперником, от которого не знаешь, чего ожидать. С Гочей ты полностью отпускаешь все опасения и просто получаешь удовольствие.
Есть соперники, которым ты хочешь не проиграть, а есть те, у кого ты хочешь выиграть. Гоча — как раз тот, у которого ты хочешь выиграть. Заезды с ним обычно получаются близкими, яркими и крутыми. Последний раз мы ехали друг против друга на финальном этапе RDS GP в Топ-8 как раз в Сочи в 2021 году. Гоча тогда прошел дальше, но заезд получился очень близким: один из судей даже дал one more time — перезаезд. Поэтому у меня остался незакрытый должок. Конечно, хотелось бы встретиться с ним в финале — вот это мы круто проедем!
У тебя самая мощная машина в SDC. И последние лет 8-9 у тебя машины мощностью под 1000 л.с. Почему ты предпочитаешь очень такие авто?
Мощная машина — это палка о двух концах. Базово мощность равно скорость и преимущество, но это далеко не всегда так. Во-первых, мощность требует аккуратности. Очень легко забуксовать, особенно на разгоне, потерять соперника и с ходу поставить себя в затруднительное положение.
Во-вторых, мотор, который работает на большой мощности с большим давлением наддува и высокой степенью сжатия, требует повышенного внимания — это пороховая бочка, которая может взорваться из-за неправильного топлива, проблем с форсунками, угла опережения зажигания или с чем-то еще. Плюс повышенная нагрузка на трансмиссию, на подвеску, на редуктор. Мощный мотор — это большая ответственность.
Я люблю мощные машины, потому что я считал, считаю и буду считать, что в профессиональном дрифте зрители должны видеть крутое шоу: красивые машины с стильными дисками, привлекательным дизайном, качественной оклейкой, которые и ехать должны красиво, на огромном угле с большим количеством дыма. Именно это и дает большая мощность. Я обожаю ездить на таких машинах и не готов к компромиссам. Мощность — это не способ выиграть, а способ круто ехать.
Насколько мощность важна для успеха в дрифте вообще и на Сочи Автодроме в частности?
Конфигурации SDC — вообще не под мощность. Они очень техничные, поэтому большая мощность не дает никакого преимущества. Длинные дуги конфигурации RDS больше подходят мощной машине. На максимальном давлении наддува и с заявленной мощностью в 1000 л.с. мы едем только на трассе автодрома «Игора Драйв», где у нас самая большая скорость постановки. На остальных трассах мотор выдает 750-800 л.с. — больше просто не нужно.
Ты одним из первых в мире построил Toyota Supra в кузове A90. Как долго пришлось доводить ее до ума, или машина сразу поехала?
Это моя особая гордость, потому что и ответственность была огромной, и опасений много. В тот момент мы работали с заводской командой Toyota Gazoo Racing, я был амбассадором Toyota, компания выделила мне Supra для превращения ее в гоночную.
С самого начала своей карьеры я любил эксперименты: в 2008 году я ездил на Toyota Altezza — тогда этот кузов вообще был не популярен. И не только в России, но и в мире. Все считали, что дрифтить надо на Nissan Silvia, Toyota Mark II и BMW. Но я считал, что смогу показать классный результат на Altezza — мы построили машину, и я стал на ней вице-чемпионом RDS впервые в карьере.
Когда вышла Toyota GT86, я решил, что буду строить гоночную машину на ее базе. Мне хотелось новаторства, хотелось быть не как все и строить машины на современных платформах. И это был скорее отрицательный опыт. У GT86 есть целый ряд особенностей по шасси, а нам не хватало опыта, поэтому многие вещи не получились — машина долго не ехала, плохо управлялась и не давала возможность показать хороший результат. Поэтому, когда мы начинали постройку Supra, у нас был огромный багаж опыта: мы знали, как надо строить машины. Более того, мы учитывали опыт зарубежных коллег — Дайго Сайто и Фредерика Асбо, которые первыми в мире построили Supra A90 для дрифта, — и не повторили их ошибок. Результатом нашей работы стала машина, которая изумительно рулится. Мы впервые обкатывали машину на Sochi Drift Challenge в снежно-дождевых условиях, но даже в экстремальную погоду стало ясно, что получилось именно то, что я хотел. Подтверждением моих слов стало то, что уже несколько пилотов RDS купили 90-е Supra: Денис Мигаль и Григорий Гусев.
В этом году в SDC использовалось несколько конфигураций Сочи Автодрома. Какая больше всего нравится? Что думаешь про новую конфигурацию с разгоном в третьем повороте?
Если твоя машина сбалансирована, то она хороша на любой трассе, а у нас именно такая. Плюс мне нравятся конфигурации, которые используются в SDC. Многие со стороны называют их слишком медленными, но, если вдуматься, в Sochi Drift Challenge используются трассы, которые не прощают ошибок: у тебя реально есть шанс сильно разбить машину, ведь ты едешь в бетонном желобе. В RDS после ухода трассы в Рязани таких кроме Сочи Автодрома больше нет, а в SDC ты едешь на таких весь сезон.
Да, ты разгоняешься до 140 км/ч, а не до 180 км/ч, как на той же «Игоре Драйв», но у тебя справа — бетон, слева — бетон, потом перекладываешься — и перед тобой бетонный бэнкинг, а в конце еще бетон. Вариантов разбить машину на тренировке, на квалификации, в заезде — огромное количество. Ехать сложно и интересно. Каждый заезд переживаешь, нервничаешь, настраиваешься. Расслабиться невозможно, и именно это мне и нравится!
Ты пришел в дрифт на заре его появления в России. Как ты оцениваешь его прогресс в целом и уровень Sochi Drift Challenge в частности?
Я один из немногих профессиональных пилотов, которые остались в обойме, кто застал самые первые соревнования по дрифту в России, которые проходили еще на площадках горнолыжных курортов, фестивале «Автоэкзотика» в Тушине. Мы и представить не могли, что дрифт в России придет к такому уровню, который есть сейчас. Благодаря работе множества людей, RDS GP вырос в один из лучших чемпионатов по дрифту в мире. Ирландец Джеймс Дин выиграл в мире все, — в Европе, в США, на Ближнем Востоке, — а в России не смог. Японцы Дайго Сайто и Масато Кавабата несколько лет выступали в нашей стране, но так и не смог стать чемпионом.
Я очень горжусь нашим спортом и всеми, кто развивает его в России. SDC играет в его развитии важную роль: это чемпионат, в котором растут новые пилоты, новые команды, открываются возможности дополнительного наката для пилотов RDS. Пауза, которая всегда была в дрифтовом сезоне зимой, естественным образом заполнилась. Сейчас думаешь, как мы вообще раньше жили без SDC? Количество участников само за себя говорит.
За это время спорт сильно вырос в плане уровня организации, затрат, профессионализма и уровня конкуренции. А что остается неизменным?
Что в самом начале истории дрифта в России, что сейчас действует пацанский кодекс чести: у нас нет подлецов, нет предателей. Конечно, бывают какие-то конфликты, но все так или иначе поддерживают друг друга. В дрифте исключены протесты после финиша из-за каких-то технических мелочей, как это принято в кольцевых гонках.
Финал сезона SDC пройдет со зрителями. Насколько их наличие важно для пилотов? Болельщики мотивируют или, наоборот, сбивают настрой?
Зрители все время пишут и спрашивают про возможность прийти на этапы SDC. К сожалению, формат некоторых этапов не позволяет им присутствовать. Поэтому я очень рад, что получается провести этап со зрителями. Спасибо «Росгонкам», «Сириусу», Сочи Автодрому, что подарили нашим фанатам такую возможность.
Для пилотов это, прежде всего, важно с точки зрения работы с партнерами и спонсорами. С точки зрения управления, то на этапах SDC без зрителей я не чувствую, что мне психологически проще — соревновательное давление чувствуется все равно, ведь за трансляцией наблюдают сотни тысяч болельщиков. Но, конечно, всегда здорово порадовать людей на трассе красивым дрифтом. Надеюсь, что будет хорошая погода, и зрители будут нюхать дым, а не сидеть под зонтиками.