Алан Александр Милн известен прежде всего как создатель Винни-Пуха. Но речь пойдет, конечно, не об этом. В 1922 году исключительно ради заработка Алан Милн написал свой первый детективный роман под названием «Загадка Редхауза» («Тайна красного дома») и с тех пор автор детских книг прочно обосновался в истории жанра. Роман сразу снискал огромную популярность и выдержал только в Великобритании и только до войны 23 издания. В свое время его называли одним из трех лучших детективных романов, когда-либо написанных, а Стивен Ван Дайн сравнил книгу по значимости с «Последним делом Трента» Эдмунда Бентли (еще одним эталон того времени). Среди исследователей детектива «Тайну красного дома» нередко называют программной для жанра книгой, которая, естественно, входит в мифический золотой фонд детектива.
В 1930 году Милн даже стал одним из создателей Детективного клуба несмотря на то, что после «Тайны красного дома» лишь дважды обращался к детективному жанру в 1928 и 1933 годах. Правда это были больше юмористические произведения, в которых детективная линия нужна только для движения сюжета. Огромный коммерческий успех книги не помешал раскритиковать ее в пух и прах таким известным в мире детектива людям как Сомерсет Моэм, Рональд Нокс, Рэймонд Чандлер, Гилберт Кит Честертон. В своем знаменитом эссе «Простое искусство убивать» Р. Чандлера разобрал разгадку «Тайны красного дома» буквально на молекулы, доказывая несостоятельность постулатов золотого века детектива. Это очень показательный момент, потому что для этих целей Р. Чандлер видимо не случайно выбрал может быть самый образцовый детектив классической формы.
С колокольни 21 века загадка в «Тайне красного дома» может показаться слишком прозрачной. В этом главная и единственная проблема книги: именно в отсутствии альтернативных возможностей, автор слишком прямолинейно ведет читателя к развязке. Не нужно быть экспертом жанра, чтобы понимать, что первые же выдвинутые версии будут ошибочны, а других вариантов как будто и нет, особенно если учитывать репутацию книги. С другой стороны, менее искушенного читателя, не стремящегося опередить книжного сыщика, возможно автору и удастся удивить, поскольку определенный уровень изобретательности в книге присутствует. Для заядлых детективофилов книга больше интересна именно как исторический этапный образец классического детективного романа, со всеми уже тогда частично сформировавшимися типовыми чертами жанра, а некоторые штампы вполне возможно наоборот возникли конкретно из этого детектива. Правила Нокса тогда еще не были написаны, но одно из них могло появиться также благодаря Алану Милну.
Но несмотря на некоторую неактуальность даже сегодня от книги можно получить удовольствие, потому что все-таки это отличный образец классического расследования, где есть место и красивым логическим рассуждениям, и необычным уликам, и присутствует тонкий английский юмор сродни Вудхаузу. Не зря Милн был постоянным автором «Панча», и вообще его называли вторым юмористом Англии после Вудхауза.
— … Он должен относиться с подозрением ко всем в доме и особенно к нам ведь предположительно, мы умнее остальных.
На секунду он остановился зажечь трубку, и Билл воспользовался паузой, чтобы выглядеть поумнее миссис Стивенс.
© А. Милн «Тайна красного дома».
Алан Милн не детективный писатель. И даже не детский. Он был очень плодовитый писатель, известный юморист, драматург, поэт, автор фельетонов, сказок и психологических романов. Но по иронии судьбы его помнят автором одной книги, которую он написал не всерьёз, но за которую ему должно сказать спасибо не одно поколение счастливых детей. Только представьте, что без него мы бы не напевали: «В голове моей опилки, да-да-да» или «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, то там сто грамм, то там сто грамм…» Ну вы поняли. Мир без Винни-Пуха точно был бы чуточку грустнее. А мы, любители детектива, говорим ему спасибо то, что он приложил руку к формированию классической формулы детектива. Так рождался эталон. И кто знает, как бы повернулся маховик истории, если бы Милн не решил в свое время подзаработать деньжат и обратиться к «низкому» развлекательному жанру, который до сих пор любят миллионы.