Тео умер всего лишь через полгода после смерти Винсента и семьдесят картин Винсента Ван Гога досталась вдове Тео Йоханне Ван Гог-Боннер.
С ними нужно было что-то делать. Отданные работы были в плачевном состоянии, оборотистая вдова отдала их отреставрировать, а затем продать искусствоведу Жюльену Леклерку. Леклерк привлек к реставрации уже копииста Клода-Этьена Шуффенекера. Вот тут-то и начинается наша история соблазна.
Перенесемся в маленький французский городок Френе-Сен-Мамес, где в семье портного родился мальчик, названный Клод-Эмиль Шуффенекер. После смерти отца, семья переезжает к родственникам ближе к Парижу. Маленький Клод оказался способным к рисованию. Но поначалу ему пришлось работать на заводе по обжарке шоколада и кофе. Позже, повзрослевший Клод-Эмиль поступает на биржу брокером, там знакомится с Полем Гогеном. Они вместе учатся, изучают художников, в том числе, становятся друзьями. Шуффенекер постепенно приобретает имя хорошего рисовальщика и копииста. Не зря он на пару с Гогеном приобретал опыт сначала в Лувре, потом в Академии живописи.
Итак, Леклерку понравились работы Шуффенекера и он его нанял. Требовалось привести картины в порядок, а также помочь в организации крупной выставки работ Ван Гога.
Как это водится, люди, опасавшиеся покупать картины у живого сумасшедшего, проявили к ним живой интерес после смерти художника. В немалой степени интерес публики подогрела сама смерть Ван Гога и масштабная выставка.
- Сумасшедший!
- Что он он там с ухом сделал?
- Какой кошмаррр! А картины у него мне нравятся, хоть и сумасшедший.
А что Шуффенекер? Он собирал свою коллекцию. В его арсенале были работы и Ван Гога, и Сезанна, а также его близких друзей Поля Гогена и Оделена Редона. Много еще чего другого.
Надо сказать, что он сильно увлекся Ван Гогом. Впоследствии выкупил у вдовы Ван Гога без малого 2000 картин и рисунков художника. Именно поэтому, приобретая картины с провенансом, где в источниках был Шуффенекер, мало кто мог представить, что некоторые полотна могли быть поддельными. А так и было. Клод-Эмиль был хорошим копиистом. А копиисту зачастую нужен образец. Что уж сказать, когда перед глазами целая коллекция? Копируй на здоровье.
Так, подделывая картины Ван Гога и продавая их вперемешку вместе оригиналами на пару со своим братом, они заработали немало. Потом уже Шуффенекер признавался, что "дорабатывал" не законченные по его мнению картины, или "подправлял".
ПОДСОЛНУХИ
В 1987 году разразился крупный скандал, связанный с картиной Ван Гога "Подсолнухи". Тогда японская компания Yasuda купила рисунок почти за 40 миллионов долларов. Однако, возник спор из-за сомнений в подлинности картины. После длительных переговоров, дорогостоящую картину японская сторона передала на экспертизу, которая, кстати, подтвердила ее подлинность. Но, как говорится в пресловутом анекдоте, ложки нашлись, а след Шуффенекера остался. Осадочек и сомнения в подлинности картины не покидают некоторых специалистов и до сих пор. Но это только одна часть конфликта. Есть и другая, связанная с провенансом этой картины.
Для этого нужно немного вернуться назад. В Германию. В семью банкира Пауля фон Мендельсон-Бартольди, которая в числе прочего, являлась собственницей этих самых скандальных "Подсолнухов". Семья Мендельсона-Бартольди вынуждена была отказаться от всего своего имущества, в том числе и коллекции искусства (следим за руками. "Подсолнухи" Ван Гога были в том числе) в 1934 году дабы избежать нацистского преследования и конфискации имущества у евреев. Часть предметов искусства была передана в другие руки добровольно.
Японская сторона приобрела картину на аукционе Christie's душеприказчиками Хелен Честер Битти для ее наследников. А вот наследники банкира Пауля фон Мендельсона-Бартольди потребовали от японцев возвращения картины и более миллиарда компенсации за "необоснованное обогащение" вместе со штрафными санкциями. Мотивируя тем, что японская сторона скупала трофейное искусство во времена экономического бума. Простите, но кто же может запретить? Картина все же была продана на аукционе, а не в темном углу. Да и то, что произведение имеет след, ведущий от Шуффенекера, тоже вызывает сомнение. Что греха таить, покупая что-либо, особенно не за свою цену, мы часто стараемся закрыть глаза на то, что это может быть обман. Подделка, кража - сейчас неважно. Главное, в этой истории - жажда наживы, борьба за выживание, сохранение имущества. Которые часто идут рука об руку и с куда более страшными поступками.
Знай Ван Гог, что из-за его картин такие тяжбы, возможно, он откусил бы себе и второе ухо. Но, так уж сложилась его жизнь.
Приведенные картины ярко показывают талант копииста художника, да и просто талант. Посмотрите, сколько разных техник, стилей, инструментов использует он. Это и классика, и пуантилизм, и гогеновские штрихи. Но!
Каждый раз сталкиваясь с такими историями я думаю о том, что недостаточно иметь обширный талант. Важно уметь его использовать во благо. Шуффенекер с братом использовали картины для создания копий. Честно, не уверена, что это добавило им счастья. Деньги - да. Но счастье?
Я задумываюсь о том, что копирование должно быть осмысленным. Мало рисовать как Гоген. Много - взять из живописи Гогена "штрихи" и использовать их в своих работах так, чтобы они впоследствии не играли в пользу сомнений: а что хотел сказать этим художник?
Разглядывая его картины, у меня не возникло ощущения его самостоятельности как творческой единицы. Мастерски владеет инструментом, ну и все. И даже репутация мошенника-поддельщика тут ни при чем. Дело в поверхностности. В этом главное отличие.
И тут уже Ван Гог, даже и с погрызенным ухом, даже сумасшедший, заткнет его за пояс как пылинку. И не заметит.
#мошенникиотискусства #вангог #шуффенекер #живопись #искусство #история