Найти тему

Шедевры Уффици глазами автора. Часть 2: «Весна» Сандро Боттичелли (рассказ первый)

Фрагмент картины (фото автора)
Фрагмент картины (фото автора)

Сегодня я хочу продолжить повествование о выдающемся собрании изобразительного искусства – Галерее Уффици. Искренне сожалею о том, что нельзя поселиться прямо там внутри, чтобы иметь неограниченную временем возможность наслаждаться всем тем великолепием, что там есть. Фантастика – в соседнем отделе. Увы…

Но, все-таки, я попробую рассказать о хранящихся там шедеврах, которые посчастливилось в свое время увидеть. А их там бесчисленное множество. И поведать обо всем просто нереально. Так что буду выбирать что-то на свой вкус. И надеюсь, что он не подведет.

Напомню, что начало возникновения Уффици относится к 1560 году, когда по запросу Козимо I Медичи (1519 - 1574) Вазари спроектировал большой дворец с двумя крыльями, «на реке и почти в воздухе», где расположились административные (uffici) и судебные (Uffici) учреждения Магистратуры Тосканского герцогства. Через 5 лет Вазари возвел «воздушный» коридор, (который ныне носит его имя и о котором я обязательно как-нибудь отдельно расскажу, потому что есть о чем), соединяющий Уффици с Палаццо Питти (новой резиденцией Медичи), идущий поверх Понте Веккьо и церкви Санта Феличита и заканчивающийся в садах Боболи. Всё это места совершенно невероятные и достойные отдельного рассказа.

Но административным учреждениям так и не суждено было появиться, вместо них в Уффици возникла ни с чем не сравнимая коллекция совершенно волшебных произведений искусства: тысячи живописных полотен от средневековых до современных, античные скульптуры, миниатюры, гобелены. Так Галерея, благодаря своим великолепным помещениям и коллекции шедевров, заслужила право называться «музеем превосходного».

Сегодня я обращу свой взор на еще один шедевр Сандро Боттичелли, находящийся в Уффици, – картину «Весна». В предыдущей публикации я рассказал о его не менее прекрасной работе «Рождение Венеры» (при желании ссылку на этот рассказ можно найти под этой статьей).

Итак, сегодня перед вами предстанет очередное волшебство из мира прекрасного – совершенно дивное полотно «Весна». Оно на моем фото ниже.

-2

В общем, это очень известная картина, о расшифровке смысла которой все еще ведутся споры. Увидев картину на вилле Медичи (она была там до середины 16 века), Вазари описал ее как «Венеру, которую Грации украшают цветами, называя Весной». Так что на обоих полотнах (в предыдущем рассказе и сегодняшнем) изображена богиня Венера.

«Весна» - это аллегорическое полотно, написанное гениальным (не побоюсь этого слова) живописцем Сандро Боттичелли под влиянием классических текстов Овидия, Лукреция и стихов Аньоло Полициано, друга художника и семейства Медичи.

Создание этой картины с аллегорией Весны, временем года, когда все на земле начинает возрождаться, предположительно было приурочено к моменту женитьбы друга Боттичелли, эрудита Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи на Семирамиде Аппиани, племяннице Симонетты Веспуччи. Современная расшифровка картины видит в ней метафорическую экзальтацию Свободных Искусств.

«Весна» погружающая благодаря гениальной кисти ее создателя в атмосферу золотого века Лоренцо Великолепного во Флоренции, остается одним из вызывающих самые сильные эмоции произведением. Кстати, на полотне представлены полевые цветы более ста видов! И многие из них действительно расцветают весной на тосканских холмах. Однако здесь Боттичелли смешал реальность с фантазией: свисающие с веток апельсины никак не могут соседствовать с весенними цветами. Так что получается, что дерево одновременно цветет и плодоносит. Впрочем, кто я такой, чтобы выискивать несостыковки у ТАКОГО художника?! Ведь, скорее всего, во всем этом есть некие метафоры, нам не всегда понятные. Да и каждый творец волен фантазировать и делать то, что считает нужным – ведь главное РЕЗУЛЬТАТ. А этот результат всем результатам результат!

Замечу, что обращение Ботичелли к мифологии было в свое время новаторством (как и многое другое у него и его коллег-гениев тогго времени): предыдущее поколение мастеров не создавало больших полотен, посвященных богам и героям древности. И Боттичелли берет на себя смелость стать в этом деле первопроходцем. И изобретает иконографию подобных сюжетов, взяв за образец древние античные скульптуры.

«Весна» - это огромное произведение (203 х 314 см), написанное для виллы Медичи в Кастелло в пригороде Флоренции по разным данным между 1478 и 1482 годами. Оно было центральной частью композиции, повествовавшей о божественной любви.

Сандро Боттичелли написал эту картину на деревянной панели темперой, а не маслом. И он заранее знал, что она будет располагаться высоко над полом и рассмотреть ее, будь она сделана даже в классических пропорциях, будет сложно. Поэтому он, создавая персонажей, вертикально, вытягивал их силуэты вверх.

Что тут можно сказать? Это неоспоримый шедевр, исполненный в готическом стиле раннего Средневековья. Работа выполнена в манере, которая не предполагает учета перспективы. Это связано с тем, что великий художник стремился к эмоциональной и художественной выразительности, к передаче мистического смысла своего сюжета, а не к обычному изображению реального мира.

Венера, теперь полностью одетая (в отличие от картины Боттичелли «Рождение Венеры», о которой я рассказывал в предыдущей публикации), находится впереди и в центре. Справа Зефир обнимает свою возлюбленную нимфу Хлорис, а рядом с ними находится Флора, богиня цветов, которая превратилась в самою себя из Хлорис. Справа Меркурий касается низко висящего облака, а между ними - Три грации.

Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира); Венера с Амуром и грациями — апрель; Меркурий (чью мать зовут Майя) — май.

Каждый из образов несёт в себе мифологическую символику, которую, кстати, искусствоведы интерпретируют по-разному. Например, зарождение любви и жизни — Флора; девичья дружба — Грации; забота и опека — Венера; философское раздумье — Меркурий. Без всяких сомнения, собранные Боттичелли в одном саду они говорят нам нечто большее, чем видно при поверхностном взгляде.

-3

По мнению некоторых специалистов, на своей картине художник зашифровал философию неоплатоников, идеи которых поддерживал. Любовь, согласно их представлениям, — это путь от земной природы чувства к божественной. В ней есть и радость, полнота жизни, и печаль знания, страдание. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания.

Христианская же тема проявляется в том, что Венера напоминает Мадонну, которая словно благословляет всех. Правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — к Богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному раю: вхождение в мир, путешествие по саду и исход на небеса.

В общем, существует огромное количество версий относительно интерпретации этой замечательной картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Что же касается контекста, то «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. И это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.

Кстати, по одной из версий, Боттичелли изобразил на картине современников: Меркурий — Лоренцо ди Пьерфранческо, центральная грация, смотрящая на него, — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.

Интересный фат: это выдающееся произведение эпохи Возрождения удостоилось внимания широкого круга почитателей изобразительного искусства не так уж и давно, лишь в начале ХХ века, а точнее – в 1919 году. Получается, что почти 400 лет у картины не было зрителя и ценителя...

Сама картина мало путешествовала и никогда не покидала пределы родной Флоренции надолго. Многие годы она хранилось в коллекции Медичи, а позже попало в галерею Уффици (тоже во Флоренции), где и находится по сей день.

Что же касается более подробного описания и разбора сути персонажей этого шедевра, то его я оставлю на следующий раз, чтобы не утомлять любителей искусства долгим рассказом.

А что чувствуете вы, глядя на эту картину? Буду рад, если поделитесь своими мыслями в комментариях.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора канала
Текст и фото автора канала
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте раз-другой в неделю на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылка на предыдущую публикацию:

Шедевры Уффици глазами автора. Часть 1: «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли