Что такое макгаффин? Это деньги? Искусство?. Драгоценность? Планы? В истории кино, пожалуй, нет более непонятного или обсуждаемого понятия, чем макгаффин.
Макгаффин - это концепция сюжетного устройства, которое приводит к развитию сюжета, но не имеет принципиального значения для истории. Оно может быть чем-то, что волнует персонажей, но не является важным для зрителей. Термин, как правило, ассоциируется с Альфредом Хичкоком, но часто приписывается сценаристу Ангусу Макфейлу. Примеры использования макгаффина можно найти во многих фильмах о шпионах, где он может быть предметом, за которым охотятся агенты. Один из способов определить макгаффин - можно ли его заменить без ущерба для сюжета. В фильме "Миссия: Невыполнима" макгаффином становится список всех оперативников ЦРУ, работающих под прикрытием, который играет важную роль в сюжете.Но его можно легко обменять на ядерные коды или биологическое оружие.
Давайте рассмотрим несколько примеров макгаффинов от известного мастера триллеров и загадок - Хичкока. Режиссер использовал макгаффины во многих своих работах, чтобы уменьшить значение объектов, которые продвигали сюжет вперед. Он говорил, что макгаффин - это по сути ничего. В фильме "Психо" Хичкок мастерски использовал этот прием в жанре ужасов. Начало фильма следует за Марион Крейн, которая скрывается с украденными деньгами, преследуемая полицией. Именно деньги заставляют ее бежать и забронировать номер в мотеле Бейтсов, где ее ожидает ужасная судьба. Норман, управляющий мотелем, случайно упаковывает деньги в машину и топит ее. К концу фильма зрители уже не так сильно интересуются деньгами, забыв об их роли в истории.
Можно долго перечислять макгаффины в фильмах Хичкока, но давайте взглянем на другое определение, данное легендарным режиссером - Джорджем Лукасом. Лукас предложил свой подход к использованию макгаффина после того, как Хичкок уже стал мастером этого приема. В отличие от Хичкока, Лукас считает, что зритель должен заботиться о макгаффине и он должен иметь реальное значение как для персонажей, так и для зрителей, и двигать сюжет вперед. Это вызвало много споров и путаницы, поскольку это противоречит первоначальному смыслу Хичкока.
Некоторые сомневаются, стоит ли вообще называть версию Лукаса макгаффином, поскольку это отличается от подхода Хичкока. Лукас использовал свой подход к макгаффину во многих своих фильмах, включая "Звездные войны: Новая надежда", где главной движущей силой фильма является R2-D2, который используются повстанцами для уничтожения Звезды Смерти в финале. В отличие от хичкоковского макгаффина, эти планы никогда не теряют важности для сюжета или зрителей. Подход Лукаса к макгаффину также можно увидеть в его сюжетах для "Индианы Джонса", где затерянный ковчег оказывается идеальным макгаффином.
Сегодня есть несколько причин, по которым можно использовать макгаффин в кино.
- Во-первых, макгаффин может упростить сюжет. Он может продвинуть его вперед, не требуя слишком много объяснений. Кроличья лапка. Где она находится? В фильме "Миссия: Невыполнима III" не нужно тратить время на объяснение, что такое кроличья лапка.
- Во-вторых, макгаффин не должен быть в центре внимания. Должно быть понятно, почему он двигает сюжет, но не более того. Вспомните портфель в фильме "Криминальное чтиво". Мы знаем, что это что-то, что Джулс и Винсент должны его получить, и и на этом все.
- Третье правило использования макгаффина - сердце вашей истории должно лежать в другом месте. Если ваша аудитория не заботится о макгаффине, его место должно занять что-то действительно значимое и важное.
Техника может быть использована не только в своих первоначальных целях. Как заметил Хичкок позже в своей карьере, макгаффин больше не может быть идеей помешать иностранному агенту украсть бумаги.
Другими словами, использованный в новом контексте, макгаффин может чувствовать себя сегодня так же свежо, каким он был во времена Хичкока.