Луиджи Ринальдо Леньяни (7 ноября 1790 – 5 августа 1877)– один из величайших гитарных гениев XIX века, исполнитель-виртуоз, композитор, прославленный по всей Европе певец, а так же – мастер по изготовлению гитар.
Луиджи Леньяни родился 7 ноября 1790 года в итальянском городе Феррара. В 8 лет вместе с родителями он переезжает в Равенну, где начинает занятия музыкой. Луиджи был разносторонне развит, изучал много инструментов, но предпочтение отдавал гитаре, на которой учился играть самостоятельно, также он обучался вокалу. В 17 лет дебютировал в театре Равенны, где исполнял арии из опер Доницетти и Россини. В это же время он публикует в Милане свои первые композиции. В Равенне он прожил до 38 лет, о чём можно прочитать в документе того времени:
«Правительство епископа. От имени Его Святейшества папы Пия VIII. Кардинал – регат провинции Равенна. Уезжая из этого города, где он прожил 30 лет, сеньор Луис Леньяни, уроженец Феррари, переезжающий в Женеву, имеет при себе выданный нами паспорт с нашей подписью и печатью. Мы просим все гражданские и военные власти в местах, где он будет проезжать, не только принимать во внимание данный паспорт, но и предоставлять его предъявителю необходимую помощь и средства, за что мы будем признательны. Выдан в Равенне, 30 октября 1829 г. Кардинал легат Макки».
Далее в документе описаны внешние приметы: «Возраст 38 лет, рост средний, волосы каштановые, лоб средний, брови темные, нос правильной формы, рот средней величины... Профессия: преподаватель гитары и пения. Последнее место жительства – Равенна».
Луиджи Леньяни выступал с концертами по всей Европе. Его сольные выступления пользовались большим успехом. Он выступал как концертирующий гитарист, но очень часто пел, аккомпанируя себе на гитаре.
В 1819 – с большим успехом выступил в Вене.
С 1822 года покинул Милан и отправился в турне.
С 1823 года жил в Германии, позже в Швейцарии и России, временами останавливался в Вене, Италии (1825 г.) и Париже (1829 г.)
С 1829 года у Леньяни началась пора наиболее плодотворной концертной деятельности. Он давал концерты В Турине и Генуе.
В 1835 году музыкант вернулся в Италию и поселился в Генуе. Здесь для Леньяни представилась возможность познакомится и завести дружбу с Никколо Паганини, талант которого он очень высоко ценил. Планировалось даже дать несколько совместных концертов со знаменитым скрипачом, однако достоверного подтверждения по поводу реализации это плана не сохранилось. Но до нас дошли некоторые сведения об их благотворительном концерте в Турине 9 июня 1837 года.
Леньяни также активно сотрудничал с другими знаменитыми музыкантами. Он дружил с Джоаккино Россини.
Один интересный случай произошел с Луиджи Леньяни в Париже. Выходя из экипажа, он неожиданно потерял равновесие и упал, повредив руку. Он не смог играть на запланированных им концертах. Тогда его заменили коллеги и друзья: Фернандо Сор и Дионисио Агуадо. Они выступили на концертах вместо него, а все деньги пошли на помощь пострадавшему Леньяни. Он был очень признателен поспешившим на помощь испанцам.
В 1838 году Леньяни давал концерт в Дрездене, потом в Вене, в 1839 году – в Мюнхене. Его концерты всегда пользовались неизменным успехом.
В 1842 году Леньяни выступал в Мадриде и Барселоне (в Испании).
Мадридская «Музыкальная Иберия» в № 22 за 29 мая 1842 г. в хронике концертов пишет: «Барселона. 23 мая 1842 г. Позавчера вечером в «Театро принсипаль», где была поставлена первая опера Сорса, сеньор Луис Леньяни, знаменитый итальянский гитарист, сыграл одну фантазию соло и блестящие вариации с аккомпанементом оркестра. Оба произведения собственного сочинения. Этот преподаватель владеет блестящей техникой исполнения, целостным и ровным тоном или звуком на своем инструменте и большим чувством в кантабиле. Сеньору Леньяни много аплодировали, но особенно привлекло наше внимание «Адажио», исполненное с большой нежностью и вкусом и одна мелодия в форме Россиньевского крещендо, где выделяется голос, очень трудный и с довольно сложным аккомпанементом. Этот преподаватель пользуется гитарой с двумя добавочными басовыми струнами вне грифа для первой исполненной пьесы и с тремя дополнительными струнами для второй. По нашим наблюдениям, он использует эти басовые струны в некоторых случаях для определенных точек гармонии. Этот артист интересен, когда выступает с собственной музыкой, с сочинениями для гитары и оркестра.
Активная концертная деятельность Леньяни продолжалась до 1850 года, когда музыкант решил окончательно вернуться в Италию и остаться в Равенне, городе своего детства.
С этого момента Леньяни решает изучить искусство гитарного мастерства, которым он уже занимался в 1833 году во время работы в Вене. Леньяни изготавливал гитары и скрипки очень хорошего качества. Гитара "модель Леньяни" была популярна в Центральной Европе до середины девятнадцатого века. Его гитары хранятся в музеях и крупнейших частных коллекциях. Упоминаются в важных работах по органографии.
Леньяни был одарённым очень плодотворным композитором. Он писал сонаты, фантазии, вариации, пьесы, попурри, каприччио, дуэты для флейты и гитары, концерты для гитары с оркестром.
Особого внимания заслуживают «36 каприччио» для гитары (так же их называют этюдами), в которых прослеживается влияние знаменитых каприччио гениального скрипача Николло Паганини.
Произведение масштабно по объему. Оно охватывает все мажорные и минорные тональности. Эти разнохарактерные миниатюры словно цветные витражи в окнах какого-нибудь собора в Ферраре – города детства Луиджи.
Это несомненная энциклопедия для любого гитариста, учебное пособие для того, чтобы приобрести профессиональные навыки игры. Здесь вся палитра гитарных выразительных и технических средств.
«36 каприччио» – это органическое соединение инструментального и вокального начала, синтез влияния Паганини и Россини, адаптированый к звучанию старинного испанского инструмента. Но вместе с главными гениями - вдохновителями цикла в нём негласно присутствуют и другие композиторы того времени и те, что жили раньше. Ясно прослеживается предощущение музыкальных черт, которые возникнут в будущем.
Можно сказать, это произведение – история отражения жизни, присущая всякому масштабному великому произведению.
Умер Луиджи Леньяни в преклонном возрасте 86 лет в Равенне 6 августа 1877 года и долгая и многогранная творческая жизнь этого замечательного музыканта завершилась. Он оставил после себя богатое наследие, ему принадлежит около 250 сочинений для гитары, изданных в разных странах. Великолепный талантливый исполнитель, чья игра отличалась исключительной лёгкостью, блеском техники, полнозвучием, тонкими колористическими эффектами. Его виртуозностью восхищались в Вене, Париже, Берлине и во многих других местах.
Он был почетным членом филармонических обществ Флоренции, Рима, Вероны, Феррары и Мюнхена. Он оставил "Школу игры на гитаре" (издана под ор. 250). Дарование Леньяни высоко ценил Н.Паганини.