...О, я поняла, откуда берутся заголовки)) ну да ладно.
Сказала "А" - написала семь любимых книг, теперь очередь "Б" - напишу немного о них, о тех, что не очень известны и популярны (и очень напрасно, но книжный рынок - это всё-таки рынок, в первую очередь).
На две книги я уже писала отзывы на лайвлиб, их и возьму.
Итак, "Яснослышащий".
Это было моё первое знакомство с Павлом Крусановым, у которого в местном "Читай-городе" я видела только пересказ "Калевалы".
И "Яснослышащий" превзошёл мои ожидания. Язык, идея, глубина замысла, интеллектуальность автора - и меня взяло.
На книги, где в сюжет вплетены музыка и музыканты, я всегда обращаю внимание. Но не ожидала настолько красивой и мощной по идее истории, затрагивающей ещё один мой интерес в литературе - смысл человеческой жизни, связи с божественным, видение того, что за порогом смерти, да ещё и через призму музыки.
Да, в книге много философии. Размышления героя о мироустройстве, ввиду одной его маленькой и незаметной окружающим физиологической особенности, восходят к идеалистам античности, к Ветхому Завету, к началу времён, а ещё, например, к дельфинам. Цитата:
"А между тем, как нам авторитетно заповедано, в начале было Слово. Не форма, не чертёж, не образ – Слово. И поскольку язык творения неведом нам (всякий чужой язык для слуха не более чем тонированный строй гласных и согласных, значение которых, в принципе, равно значению нот и тембров в музыке), то нет ни кощунства, ни ошибки в утверждении, что в начале был вещий Звук. И Звук был Бог. Он, Всемогущий, гремел чередой творящих глаголов/аккордов, а усмирённый хаос внимал гармонии и обращался в космос. Тот космос, где в единстве справедливости и раздора над противостоянием стихий царит и всё пронизывает восхитительное иго – разумная душа симфонии, которая привносит согласие и мир в лютую тяжбу вздорных звуков."
А у каждого человека, как выясняется, есть орган для восприятия этой музыки мироздания, Зова Создателя. Только орган этот либо в разной степени развит, либо же, наоборот, в разной степени атрофирован. Поэтому люди оторваны от изначальной благодати, запутаны фальшивыми шумами своей многострадальной жизни и лишены способности слышать даже свою собственную мелодию.
У главного героя этот загадочный орган, предназначенный для "шестого чувства", с детства отлично работает. С таким даром Август Сухобратов, разумеется, становится музыкантом, проживает расцвет асса-культуры в Санкт-Петербурге со своей рок-группой, взрослеет, влюбляется, страдает, отправляется воевать на Донбасс - и мечтает в итоге создать такую музыку, которая позволила бы передать этот Зов Создателя каждому человеку, вернуть всем изначальную связь с благодатью и избавить, тем самым, человечество от страданий.
Но в итоге, пройдя опыты жизни и смерти, несмотря на невероятный прогресс на пути к заветной цели, герой получает совершенно непредсказуемый результат.
Однако обойдусь без спойлеров)
При чтении у меня сразу возникли ассоциации с книгой суфия начала 19 века Хазрат Инайят Хана "Мистицизм звука", которая тоже произвела на меня огромное впечатление в своё время. Кажется, они с Августом нашли бы, что обсудить.
По восприятию мира героем через звук и музыку вспомнился и прекрасный "Брисбен" Евгения Водолазкина и мрачноватая "Тишина" Питера Хёга...
Но, конечно, "Яснослышащий", с нотами магического реализма и философского трактата, написанный ритмически выстроенным до музыкальности языком (разве могло быть иначе в такой книге!), показался мне совершенно особенным и доставил большое и многогранное удовольствие.
После "Яснослышащего" прочла ещё легендарный "Укус ангела", не менее глубокое рассуждение и природе Империи и Императора, искусно исполненное в том же жанре магического реализма. Магический реализм на русской закваске! Это просто праздник какой-то!
Это знакомство состоялось год назад и очень поддержало меня на пороге времени перемен, и теперь по весне меня снова тянет к Крусанову. Надеюсь, у него будут ещё и новые книги. "Яснослышащий" ведь только в 2019 году вышел и стал лауреатом "Ясной поляны".