О Ци Байши я узнала в рамках проекта "Книга Художника", и даже пощупала подлинные издания которые хранятся в Отделе Эстампов Российской Национальной Библиотеки.
Что в имени тебе моем?
Несмотря на то, что Ци Байши, как художник, каллиграф и мастер резьбы по дереву, является одной из самых популярных личностей в китайской живописи XX века, многие исследователи утверждают, что еще многое предстоит открыть в творчестве этого неординарного человека.
Ци Байши широко известен в Китае и за рубежом. И это лишь тот, "известный" Ци Байши.
Если кратко: настоящее имя Ци Байши - Чунь Чжи в городе Сянтань, провинции Хунань. Что, надо сказать, мало что говорит человеку, далекому от Китая того времени. А то время приближался конец эпохи Цин, которая длилась чуть меньше 300 лет - с 1644 по 1911.
Конец империи Цин, Ци Байши застал уже в зрелом возрасте. В тот период происходит гласный и негласный перелом в жизни Китая, затрагивающий и художественную сферу. На смену монолитному академизму приходит новаторский подход, "новая живопись". Также рождается своеобразная географическая оппозиция: Пекин становится центром традиционного искусства, в то время как Шанхай - новой живописи.
Середина XX-ого века была болезненна как никогда - одна империя пала и внесла смуту и сомнения. Позже была восстановлена на короткие 11 дней, для того, чтобы после сдаться окончательно.
Если бы мы смотрели на какого-нибудь российского или европейского художника, то однозначно увидели отражение этой суровой реальности в творчестве - дадаизм, авангардизм, все родом оттуда. С Ци Байши - это совсем другая история. Никто не был привержен запечатлеть мир таким, какой он есть - вдали от падающих и поднимающихся империй - как Ци Байши. Потому что креветки, они остаются креветками, независимо от того, какая империя сменит другую.
Поездив по стране, поработав и в Сиане, и в Пекине и в Шанхае, мастер в 57 года переезжает и окончательно обосновывается в Китайской столице.
Ну и как это понимать?
Естественно, многие трактовки произведений мастера остаются под вопросом. Для того, чтобы хорошо понимать, о чем речь в свитках и прочих работах Ци Байши, нужно как минимум понимать китайскую культуру и эпоху, а также знать немного китайский язык.
На многих его свитках и работах есть четверостишия, заметки, записки и печати - обычно они будничного и простого содержания, что очень характерно для творчества Ци Байши. Если верить тому, что мы знаем, он пытался ухватить самую обыденность в моменте.
Стоит все-таки обратить внимание на то, что не ставится под вопросом. А это то, в каких жанрах живописи творил художник:
1. Насекомые и рыбы - да-да, те самые пресловутые креветки оттуда.
2. Цветы и птицы - этой мой отдельный фаворит.
3. Пейзажи.
4. Изображение людей и предметов.
Проще говоря, самые будничные, повседневные вещи, которые могли оказаться на пути простого крестьянина, когда он начинал работать на земле, прерывался на краткий отдых, перекидывался парой слов с другими такими же крестьянами и, наконец, возвращался домой, чтобы начать следующий день сначала.
Так это или нет - увы, спросить самого Ци Байши мы уже не сможем. Я бы хотела остановиться на некоторых его работах, которые могут вызывать смешанные чувства, но в то же время, побуждать на рассуждения.
Из самого интересного - несмотря на то, что Ци Байши и нас с вами здесь разделяют года, эпохи и - однозначно - понимание, что главное в жизни, вы непременно найдете в его работах что-то, что будет отзываться для вас. Попробуйте поймать этот момент. Это - настоящее мастерство.
В творчестве Ци Байши сливаются конфуцианская концепция искусство и даосско-буддийская традиция осознания миссии художника. Искусство - это интимный момент - как для создателя, так и для смотрящего. Именно поэтому большинство работ сделаны на больших листах, альбомах, или специально организованы таким образом, чтобы их можно было долго разглядывать.
Ах, креветку, вы креветку!..
Нельзя говорить о Ци Байши не упомянув злосчастных креветок, которыми он так прославился. Ни для кого не секрет, что Ци Байши сам был удивлен популярностью его работ с этими созданиями. Он писал и рисовал рыб, лягушек и других представителей фауны, но внимание почему-то всегда падало на креветок.
Ци Байши оттачивал мастерство прорисовки деталей на протяжении всей своей жизни. У него есть несколько работ и вариаций на тему креветок. Последней, финальной версией - вершиной точности изображения - художник добился на пороге своего девяностолетия.
Глядя на эти странно расположенные кляксы, обыватель с легкостью может сказать - "Да что тут уметь? Дайте мне кисть, я тоже сейчас так нарисую". И скорее всего у него ничего не получится, кроме настоящих клякс.
Игра с полутонами - от бледно-серого до глубокого черного и своеобразная комбинация прозрачности и не прозрачности - вот что делает эти кляксы живыми.
Что важно - Ци Байши рисует одни и те же сюжеты - не могу, конечно, сказать, что одних и тех же креветок - но в жизни животных редко есть какие-то новые события. Одинаковые движения, одинаковые повадки - в то же время, все креветки уникальны и ни одна не похожа на другую - будь она изображена одна или несколько сразу.
Лично мне еще очень нравятся его зарисовки лягушек. Если вы обратите внимание, то вот это зигзагообразное движение ногой одной из лягушек повторяется от работы в работе. Что самое удивительное - это всегда разное движение! Лягушка изображена в разных жизненных ситуациях - и пусть у нее их немного - но это движение является характерной чертой для данных зарисовок.
Хризантемы в саду
Цветы и птицы мой отдельный любимый жанр у Ци Байши - разнообразие цвета, форм и композиций не оставляют равнодушным практически никого.
Что тут такого, просто нарисовать цветок? Это точно не про Ци Байши. Он рисует не цветы - по крайней мере - помимо цветка ты видишь не просто его красоту, а уникальную форму жизни во всей ее подлинности, пусть и мимолетной.
В особо сильном контрасте смотрятся цветы и птицы - статика и постоянное движение, две неотрывные составляющие жизни - инь и янь. Статичные цветы и веточки с ягодами и листьями, и подвижные, живые, активные птицы.
"Райские птицы" (2-ая фотография) - потрясающий контраст красной динамики и темно-бурой статики. Обе птицы смотрят в одну сторону, но их тела переплетаются крест-накрест, и это близко к "крестовой" композиции веток и листьев на ней.
Гляжу в озера синие...
12 ландшафтных сцен стали одним из самых дорогих произведений на аукционе в Пекине в 2017 году.
Здесь мы видим 12 различных пейзажей и ландшафтов, не соединенных друг с другом никакой сюжетной линией. Крестьянин по происхождению, Ци Байши с легкостью схватывал простые пасторальные моменты жизни обывателя того времени. Некоторые пейзажи просто выдержаны в простых, черно-белых тонах с разной глубиной цвета, а какие-то - утопают в красках - оранжевом или розовом. Что интересно, здесь практически отсутствует насыщенный синий или небесный цвет. Имеющийся голубой и бирюзовые имеет мягкие, почти незаметные оттенки или может переходить в глубокий серый, почти что сливаясь с черным.
Лично мне безумно нравится - опять же - комбинация статики и динамики в простой, преимущественно черно-белой работе художника с весьма понятным названием - Пейзаж.
Это как раз-таки один из примеров, который создан для долгого и внимательного разглядывания: просто посмотрите какая микроскопическая фигура стоит под кронами деревьев. Сложно сказать, взрослый ли это человек стоящий так в отдалении или ребенок, но скорее всего, последнее. Потому что внутри дома, который спрятан чуть дальше за деревьями, мы можем увидеть человека сидящего в позе лотоса. И она значительно больше фигуры, которую мы видим на первом плане.
А деревья и горы - практически живые гиганты. Несмотря на то, что сами работы Ци Байши лишены какого-либо символизма и подтекста, здесь очень легко придумать какую-то фантастическую историю для детской сказки.
Скажи мне, кто твой друг
Другой интересной вехой творчества Ци Байши является изображение людей и предметов. Опять же, в этих работах нет ничего символичного или фантастического - предметы и люди изображены такими, какие они есть. Однако, если вы просто посмотрите на рисунок и на название его, у вас сразу же возникнут определенные мысли и идеи о том, как это работает.
Например, ниже, вы видите "[Пожелание] богатства" и просто изображение счет. Разумеется, здесь есть и иероглифы с подробным описанием бытовой сцены связанной с пожеланием богатства, но даже без этого разве вы не рисуете себе картинки того, как это пожелание может быть осуществлено?
Мне же особо приглянулись две работы в технике людей и предметов. Одна из них - "Красавица с веером" и вторая "В поисках старого друга".
Из интересного - Ци Байши говорит, что девушка на которую мы смотрим со спины - красавица. Но мы не видим ее лица. Однако, во всем ее облике мы ни на минуту не сомневаемся, что перед нами - настоящая красавица.
Не совсем правильно это сравнивать, наверное, но эти полутона ее одежды очень пересекаются с полупрозрачными тонами креветок, что мы видели в самом начале. Эти плавные, почти воздушные линии не оставляют нам никаких вопросов о том, настоящая ли красота скрывается за ними.
Глядя на работу "В поисках старого друга", я все время хочу сказать "в ожидании старого друга". История за этой иллюстрацией в вертикальном свитке весьма проста: Ци Байши записал историю общения с его другом Сюй Бэйхун. Из-за разногласий последнего с пекинскими художниками, он покинул китайскую столицу. Ци Байши грустил по своему хорошему другу и, скорее всего, решил зафиксировать это в моменте.
Когда я смотрю на эту фигуру, которая отвернулась от зрителя и с ожиданием смотрит в противоположное направление, рождаются только два достаточно противоречивых чувства. С одной стороны, тоски, а с другой - тревоги. Скорее всего тревоги за то, что этому человеку так и придется много лет стоят вглядываясь в даль и, возможно, так никогда и не встретить своего старого друга.
Что интересно, в отличии от моего взгляда - "в ожидании", - Ци Байши говорит о "поиске старого друга". То есть, он не просто ждет, это не статичная и неподвижная позиция - это такое же движение "поиска", только запечатленное в моменте.
Ну что ты к нему пристала?
Я честно не могу сказать, почему именно Ци Байши зацепил меня своими работами. Ведь перед нами был достаточной широкий набор всевозможных вариаций, включая другого большого представителя восточной графики - Коцусико Хокусай.
Хокусай и Ци Байши - несравнимы. Невозможно провести параллели и сказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Что мне лично нравится в Ци Байши - это умение передать простоту вещей, которая отзывается в каждому человеке. Не важно, как долог был ваш земной путь, вы скорее всего видели живых существ, когда были детьми, и предметы, которые вас окружают. Не говоря уже о людях и пейзажах. В небольших, повторяющихся зарисовках, Ци Байши удается воссоздать мир, который живет и дышит вокруг почти каждого человека. Возможно, какие-то детали отличаются. Но самое главное остается - подвижность и мимолетность момента и ощущение контраста между статикой и динамикой жизни.