29 февраля 2000 года произошло одно из самых кровопролитных сражений второй чеченской кампании. Оно вошло в современную историю, как бой у высоты 776.
В тот день крупному отряду боевиков дала отпор 6-ая рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76 псковской дивизии ВДВ. Из 90 десантников, по прошествию ожесточённых боёв, погибли 84! Обстоятельства этой трагедии продолжают открываться и сегодня...
В августе 1999-го года началась новая фаза активности боевиков на Северном Кавказе. На территории Дагестана шли бои федералов с отрядами Шамиля Басаева и арабского наёмника Хаттаба. 23-го сертября 1999-го года Борис Ельцин объявил о подготовке масштабной контртеррористической операции в Чеченской республике. Российские войска постепенно начали устанавливать контроль над территорией. Уже в середине октября началась вторая фаза операции, целью которой было уничтожение всех банд боевиков. Сепаратисты сдавали один город за другим и уходили в горы. 11-го ноября был взят второй по величине город Чечни - Гудермес. Уже в декабре федеральные войска начали осаду Грозного. Продолжалась она до февраля и стала одним из ключевых событий той войны. После того, как столица республики была взята под контроль, у боевиков осталась единственная крупная база - в селе Шатой. Там были блокированы 3000 вооружённых сепаратистов. Их возглавляли практически все известные полевые командиры, включая Идриса, Абу аль-Валида, Шамиля Басаева, Хаттаба и Гелаева. 22-го февраля 2000-го года начался штурм Шатоя. Боевики целую неделю удерживали горное селение в Аргунском ущелье. После ожесточённых боёв двум группам сепаратистов удалось вырваться из окружения. Банда Руслана Гелаева отправилась к селу Комсомольское, а Хаттаб со своими боевиками двинулся в сторону Улус-Керта. Боевики знали, что в ущелье стоят десантники и всё же надеялись прорваться, благодаря своему численному превосходству.
6-ая рота 76-ой дивизии ВДВ сосредоточилась на склонах реки Абазулгол. 28-го февраля рота заняла высоту 776 в четырёх с половиной километрах от горы Исты-Корд. В полдень 29-го февраля разведчики 6-ой роты обнаружили дозор террористов из 20-ти человек. За счёт внезапности старшему лейтинанту Алексею Воробьёву и его бойцам удалось уничтожить боевиков, но затем пришлось отступить назад к высоте 776, где в тот момент находились главные силы. На выручеу разведгруппе пришла рота майора Сергея Молодова. После того, как он получил смертельное ранение, командование боем принял гвардии подполковник Марк Евтюхин. У десантников не было времени окопаться на высоте - обороняться приходилось на неподготовленном склоне, используя в качестве укрытий деревья и складки местности. Всего через 4 часа после того, как был азят Шатой, начался бой. 3-ий взвод ещё не успел взобраться по гористым склонам, как был обстрелян террористами. Бойцы погибли практически в полном составе.
Сражение продолжалось весь день - десантники стойко держали оборону и ре подпускали боевиков к своим позициям. Они знали, что в случае прорыва осады террористы перегруппируются и продолжат масштабную войну в Чечне.
На помощь героям из 6-ой роты пытались прорваться другие подразделения ВДВ, но их остановили приказы командования. Своё решение генералы потом объясняли тем, что не хотели подвергать бойцов смертельному риску...
Без поддержки авиацией, под постоянными миномётными обстрелами, десантникам приходилось прятаться прямо на промёрзшей земле. Местамиприходилось вести бой на расстоянии броска гранаты. А где-тодоходило и до рукопашных схваток! Параллельно артиллерия 104-го полка вела обстрел боевиков на пределе дальности.
Вечером 29-го февраля террористам пиишлось на время прекратить атаки, чтобы перегруппироваться. К концу дня 6-ая рота потеряла 31-го бойца (треть личного состава).
1-го марта в три часа утра на помощь к окружённым прорвалась группа из 15-ти человек во главе с майором Александром Доставаловым, который нарушил приказ и покинул оборонительные рубежи 4-ой роты на соседней высоте. Майор понимал, что гибнут боевые товарищи. Прорваться и прийти на помощь в тот момент никому не удавалось, а боевики пошли на финальный штурм. Он знал на что шёл, но поступить иначе попросту не мог...
Бой продолжался ещё несколько часов, но у десантников не было шансов противостоять многочисленным противникам и склонить часу весов в свою пользу. Утром 1-го марта на высоте осталось всего четыре гвардейца, способных держать оружие. В этот критический момент подполковник Марк Евтюхин и артиллерийский корректировщик капитан Виктор Романов вызвали огонь на себя...
В 5 утра высота была занята боевиками. Несмотря на удары артиллерии, им удалось вырваться из аргунского ущелья. После атаки террористы спустились в село Комсомольское, где их окружили и уничтожили за три недели.
В том бою погибли 84 военнослужащих 6-ой и 4-ой роты (из них 13 офицеров). Потери боевиков по разным данным составили от 400 до 500 человек убитыми и ранеными.
Все гвардейцы, участвовавшие в трагическом сражении, были удостоены наград. 21-му десантнику посмертно было присвоено звание Героя России.
Плсле боя в живых остались только 6 бойцов. Рядовые Роман Христолюбов и Алексей Комаров входили в состав 3-го взвода, который почти полностью погиб на склоне. Рядовой Вадим Тимошенко был ранен и смог спрятаться от боевиков среди завалов. Рядовой Евгений Владыкин остался один без патронов. Получив удар прикладом по голове во время руклпашного боя, потерял сознание. Боевики сочли его погибшим и не стали добивать. Очнувшись, он смог добраться до своих. Александр Супонинский и Андрей Поршнев по приказу лейтинанта Дмитрия Кожемякина прыгнули с обрыва и к середине следующего дня вышли к своим. Единственный оставшийся в живых после гибели Александра Доставалова офицер будучи раненным, приказал подчинённым спасаться. Взяв в руки автомат, лейтинант прикрывал отход своих бойцов. Позже, Супонинский, единственный из 6-ти выживших, был награждён золотой звездой Героя РФ.
Стоит также отметить, что в ходе боя за высоту 776 из плена удалось сбежать Владимиру Пахомову и Алексею Галкину. Офицеров ГРУ в это время конвоировали возле Улус-Керта.
Однако, есть и те, кто предполагал, что уцелевшие бойцы 6-ой роты просто убежали с поля боя, оставив своих раненных товарищей. В сети можно найти самые разные версии, объясняющие невероятное спасение шестерых десантников, да и сами обстоятельства трагического столкновения у высоты 776 до сих пор вызывают вопросы общественности. Журналист ГТРК Александр Сладков заявил, что российское командование пыталось скрыть факт гибели десантной роты. Почему был дан приказ не оказывать поддержку окружённым бойцам, ведь в окрестностях Аргунского ущелья располагалось большое количество подразделений федеральных сил? Думали, что бойцам при любом раскладе предначертан трагический конец? Они что, не люди? Расходный материал?
По официальной версии, высадить подкрепление с вертолётов было невозможно - не нашлось подходящего места для высадки, а фронтовую авиациюне использовали, стобы не попасть по собственным солдатам. Однако, успешный рейд взвода Доставалова показал, что к погибающей 6-ой роте прорваться было вполне реально! Как бы то ни было официального наказания или даже взыскания никто из военного командования не понёс...
В 2000-ом году в отношении командира 104-го полка Сергея Мелентьева было возбуждено уголовное дело по статье "Халатность, повлекшая по неосторожности тяжкие последствия". Однако, спустя несколько месяцев дело было прекращено, командира амнистировали. Через два года он умер от инфаркта. По словам Владимира Воробьёва, отца героически погибшего старшего лейтинанта Алексея Воробьёва, Мелентьев несколько раз просил отход роты, но командующий восточной группировкой генерал Макаров ответил отказом.
Дело о гибели десантников было возобновлено в 2010-ом году, а через два года вынесли первый приговор оставшимся в живых боевикам. Установление причастных к бою у высоты 776 ведётся без срока давности.
Возможно, нам ещё предстоит узнать новые факты об одном из решающих боёв второй чеченской кампании, но одно можно сказать точно - своим подвигом псковские десантники сумели сломитьволю боевиков и остановить масштабное вторжение международного терроризма в Чечню.
Спасибо Вам, парни! Ваш подвиг не будет забыт!