18.06.42 В ночь с 17 на 18 июня произошло боевое столкновение итальянских катеров с советскими катерами.
В мемуарах ситуация описывается так:
17 июня разведчики Федорова тремя группами на сторожевом катере вышли в район Ялты. Задача — высадиться на берег для разведки и дезорганизации тыла противника.
Первая группа под командованием мичмана Александра Ивановича Попенкова высадилась незамеченной. Но когда стали подходить к месту высадки шлюпки старшего лейтенанта Федорова (на шестерке) и младшего лейтенанта Сергея Мельникова (на четверке), противник обнаружил их, осветил ракетами и открыл огонь.
Шлюпки отошли. Неудачной была и вторая попытка высадиться. Пришлось снова отойти от берега и уйти мористее. Между тем поднялся туман, и шлюпки не смогли соединиться с катером.
Тогда старший лейтенант Федоров принял решение возвращаться в Севастополь на шлюпках.
Рассвет застал разведчиков в море. Но вместе с рассветом пришла и опасность. Рыскавшие поблизости вражеские катера обнаружили наших разведчиков и ринулись на шлюпки в атаку.
Стойко встретили смельчаки натиск гитлеровцев, открыв огонь из всего имевшегося в наличии оружия. Федоров только напоминал:
— Цельтесь по рубкам!
Матросы-пулеметчики Иван Панкратов и Александр Иванов вели огонь из шлюпки Федорова короткими очередями. Фашисты в долгу не оставались: их интенсивный пулеметный огонь не прекращался ни на минуту. Но вот один немецкий катер потерял управление и завертелся на месте, а потом вовсе остановился. Второй катер быстро подошел, взял подбитого на буксир, и оба стали уходить.
На четверке ранило младшего лейтенанта Сергея Мельникова. Это было его третье ранение. Еще во время службы в бригаде морской пехоты его пытались отправить в тыл для лечения, но он категорически отказался от эвакуации и «подремонтировался» в Севастополе.
Через некоторое время снова появились катера, на этот раз уже торпедные. Разведчики встретили их дружным огнем. И снова все атаки отбиты. Но смертью храбрых погиб Владимир Горбищенко, до последней минуты сражавшийся с врагом. Многие на шлюпках были ранены уже дважды.
Торпедные катера противника, не выдержав огня и упорства разведчиков, полным ходом ушли на запад. ...
С кем столкнулись итальянцы?
Отряд был сформирован в составе четырех взводов. Командиром 1 – го взвода стал мичман Федор Волончук, 2 – го – главный старшина Г. Шматко, 3 –го – главный старшина А. Попенко, 4 – го – старшина 2 –й статьи П. Дембицкий. Старшиной отряда был назначен главный старшина Александр Горох. Изначально командиром отряда был назначен капитан Василий Васильевич Топчиев. Комиссар отряда – батальонный комиссар Ульян Андреевич Латышев. Группа Топчиева погибла разделив судьбу Евпаторийского десанта. Латышев погиб выясняя судьбу десанта. Но это было потом.
После своего формирования отряд был размещен в Севастополе, на Корабельной стороне, в комплексе зданий, находившихся, в Ушаковой балке. В дальнейшем отряд был переведен в центр города и находился в здании одной из школ на улице Советской. Командный пункт отряда находился неподалеку от этой школы в нижнем (подвальном) храме Владимирского собора.
Первой боевой операцией разведотряда стала высадка 25 октября 1941 на остров Джарылгач.
Если читатели помнят историю про маяк на острове Джарылгач где немцы захватили наш пост СНИС. Первой операцией отряда стала операция по ... (даже не знаю, как назвать). Назовем это операцией по разведке обстановки в районе Джарылгачского маяка (который был уже давно захвачен противником).
В этой высадке приняли участие 60 спецназовцев. Операцией непосредственно руководил курировавший этот отряд в разведотделе флота майор С. Ермаш и комиссар отряда У. Латышев. В ходе высадки на остров Джарылгач было обнаружено, что он занят немцами, которые несколькими днями ранее уничтожили на нем пост СНиС и оставили там свое подразделение. В ходе завязавшегося боя флотскими спецназовцами было уничтожено 16 немецких солдат и один офицер.
История этого подразделения длинная - это тема отдельного рассказа, есть книга Ф.Волончука (правда, как все мемуары, не в полной мере достоверная).
По другой нашей версии все выглядело так:
"В ходе последнего третьего штурма Севастополя немецкими войсками в июне 1942 года, флотский разведотряд второго формирования провел свою последнею разведывательно –диверсионную операцию. В ночь на 18 июня 1942 года 22 разведчика под руководством командира отряда старшего лейтенанта Н. Федорова вышли из осажденного Севастополя на двух судах, тащивших на буксире шести-, четырех- и двухвесельные шлюпки. Группа должна была высадиться в районе Алупки и дезорганизовать движение фашистских транспортов с войсками и боеприпасами. В ходе проведения операции подразделение во главе с мичманом О. Попенковым, в составе 4 человек на двухвесельной шлюпке удачно высадилась, и приступила к выполнению поставленной задачи. Две другие шлюпки были обнаружены и подверглись обстрелу. Катера высадки, чьи экипажи, услышав стрельбу, решили, что вся группа успешно высадилась, ушли в Севастополь. В результате разведчикам находившимся на этих двух шлюпках пришлось возвращаться на них в Севастополь самостоятельно. На рассвете 18 июня 1942, на траверзе Ялты возвращавшиеся самостоятельно в Севастополь шлюпки с разведчиками перехватили два легких итальянских торпедных катера с пулеметным вооружением. Завязался неравный морской бой, в ходе которого один итальянский катер был поврежден, а второй продолжал обстрел шлюпок еще полчаса, после чего взял на буксир поврежденный катер и ушел в Ялту. Вскоре после этого шлюпки подверглись повторной атаке других двух итальянских катеров. В ходе боя один из катеров противника также получил повреждения и был отбуксирован в базу".
Наш баснописец Боргезе пишет: «Встретив две русские военно-морские шлюпки к югу от мыса Кикинеиз, экипажи двух торпедных катеров вступили с ними в бой. Русские на шлюпках были вооружены пулеметами и автоматами. Бой на дистанции 200 метров длился около 20 минут. Торпедные катера получили небольшие повреждения.., а командир одного катера Пасколо потерял левую руку...».
По версии документов противника, все было прозаичнее.
Два катера МАС столкнулись пятью МОТОБОТАМИ, т.е. не шлюпками, а минимум моторными баркасами. Столкновение произошло южнее мыса Херсонес. 2 катера на которых было 30 человек были сильно повреждены итальянским морским патрулем (итальянцы пишут, что "возможно потоплены"). Дальше идет не совсем понятная фраза: "В 7 милях южнее мыса Кикинеиз пострадавший мотобот длительное время преследовался русскими торпедными катерами. В бою мотобот и катер МАС получили легкие повреждения..." Получается, что в составе нашего отряда были торпедные катера, которые потом, после того, как итальянцы "отступили" преследовали итальянский катер МТМ.
По итальянским данным, 1 офицер, 1 унтер и 1 матрос ранены.
Выйдя из Анапы два наших торпедных катера Д-3 и СМ-3 атаковали Ялтинский порт, выпустив 4 торпеды. Одна взорвалась в районе боновых ворот, три в порту. Немцы пишут о двух торпедах, повредивших причал. Противник пишет о том, что якобы потопил один из катеров. Информация не подтверждается. Оба катера в 18 часов вошли в Новороссийск.