Пролог
Метельным зимним вечером видавший виды автобус, скрипя и покряхтывая, притормозил у остановки и, выплюнув пару припозднившихся пассажиров, отправился дальше. Ощупью добравшись до проходной, она набрала по внутреннему записанный на бумажке номер и принялась ждать, когда за ней придут.
Возникшая на пороге фигура пригласила следовать за ней, и они отправились в путь – он шел через пустое черное нутро высившейся перед ними громадины съемочного павильона, этого Левиафана, уже почти уничтоженного в конце времен. И только грифы кружили над полумертвой тушей, дожидаясь смерти своей добычи, - так хотелось бы написать, но не было грифов в полуголодной зимней Москве 1993 года.
Ветер посвистывал, залетая в разбитые окна, луч электрического фонарика в руке – единственного здесь источника света - то и дело выхватывал из темноты сваленные в кучу или прислоненные к стене декорации. Шли осторожно, все время перешагивая через что-то, бывшее когда-то частью искрометного искусства кино, а теперь догнивающее в забвении. Разруха…
Но вот они достигли спасительной двери, ведущей, наконец, в обитаемую часть здания – здесь свет, здесь люди, здесь еще теплится жизнь. Здесь снимают офисы фирмы и фирмешки, провозвестники новой реальности, выросшие в последний год как грибы после дождя.
Здравствуй, новая жизнь, прощай, старая!
Тридцать лет спустя
- А сейчас у нас достраивается семнадцатый павильон. Зачем столько павильонов? В каких-то мы снимаем сами, но большинство сдаем в аренду – хотя Мосфильм и государственное предприятие, он работает по принципу самоокупаемости, поэтому в аренду мы сдаем и костюмы, и декорации, и технику, всё идет в дело. И экскурсии водим. Вот, посмотрите,
Музей киноконцерна Мосфильм
Здесь в первом зале – самые примечательные автомобили, которые снимались в кино, все они сейчас на ходу, правда, на съемки их возят на эвакуаторе.
Листайте галерею:
И вот еще по соседству суперкар опергруппы Глеба Жеглова
Следующий зал – собрание декораций, макетов и «историзмов» - вот, например, санки, на которых разъезжала Огудалова в «Жестоком романсе»,
или карета, в которой Наташа Ростова ехала на свой первый бал.
Посмешила выгородка, призванная изображать избу крестьянскую: я всегда понимала, что кино - это искусство выдавать ненастоящее за настоящее, но чтобы до такой степени? Пластмассовая лошадь и поросенок, овощи из папье-маше – уже не перебор ли?
Но, как нам объяснили, эти обманки используются только если надо что-то снять мельком или фоном, потому как если фиксировать камеру, то уж слишком очевидной становится пластмассовое происхождение фауны и флоры.
Небольшая комната с париками и
масками известных актеров
– нет-нет, не посмертными, а рабочими: для того, чтобы подобрать правильный грим (особенно при состаривании, например), гример сначала ищет варианты на такой маске, и уже потом работает с лицом актера, нанося на него окончательный вариант.
Листайте галерею:
Затем – вперед, вперед! – марш-бросок (территория у киноконцерна немаленькая - 34 гектара) по направлению к киногородку и вот, миновав площадь Леонида Гайдая, мы здесь.
Киногородок
Мало того, что он с момента своего создания в 2003 году был Петербургом и Москвой, но успел побывать даже Берлином и чешским городком в рекламе пива Козел.
Снимали здесь немало: «Всадник по имени смерть», «Азазель», «Гибель империи», «Бедная Настя», «Доктор Живаго», «Господа офицеры», «Институт благородных девиц», теперь еще "Хитровку. Знак четырех" - поменять вывески, подновить фасад, и готово, можно использовать в новом фильме.
Листайте галерею:
Идем дальше: Главный корпус
в стиле конструктивизма был возведен первым, в 1931 году. Если посмотреть на него сверху – его очертания напоминают самолет (так нам, по крайней мере, рассказывали).
В нем расположились сразу четыре больших съемочных павильона, актерские комнаты и монтажный цех, правда – вот незадача! - проектировщики не предусмотрели прихода в кино звука и связанных с ним особенностей новой технологии производства. Поэтому только что построенное здание сразу же нуждалось в коренной перестройке, а проблемы со звукоизоляцией основательно подкосили работу студии на много лет: с грехом пополам в год удавалось выпускать по 3—5 фильма вместо запланированных по проекту 20—30.
Листайте галерею:
Здесь нас ждали еще одни павильонные декорации -
имитация храма из гипса и фанеры,
построенная для фильма «Тайна печати дракона». Построили, сняли, а потом вырезали из фильма, но оставили на память «Мосфильму» — теперь используют для других съемок и показывают туристам.
Только две иконы здесь настоящие, остальные иконы, книги, элементы декора созданы художниками. А сверху вместо купола — осветительные приборы, очень удобно.
Эх, жаль, что времени не хватило, хотя ходили без малого два часа. Хотелось бы, конечно, рассмотреть все получше: вот, скажем, коллекцию костюмов из Анны Карениной
бегло осмотрели одним глазом и рванули дальше, а там Оскары.
Точнее, целая витрина статуэток-призов разных фестивалей, полученных за фильмы, снятые именно на этой киностудии. Оскары, Ники, еще что-то – эх, не успели! А дальше-то –
реконструкция сцены из фильма «Вий»
Листайте галерею:
(об этом отдельно, с показом), музей кинотехники и авторская малая копия «Рабочего и колхозницы», сделанная Верой Мухиной специально для Мосфильма (об этом я писала).
Ну, вот и всё, кажется… Хотя погодите, а столовка?
Нет, побывать на Мосфильме и не попастись в его столовке невозможно, и, хотя она работает до 18 часов, а было без десяти, нас очень любезно обслужили, попотчевали остатками того, что было (ну тут мы сами виноваты, припозднились) и даже терпеливо ждали, пока мы допьем компот из граненых стаканов.
И уже, вроде, всё посмотрели, но и напоследок прямо на выходе из Главного корпуса – бац, и выставка работ ассистентов-художников на чеховские темы, плюс еще почему-то пушка и Венера Милосская.
Листайте галерею:
Так что долго не отпускал нас Мосфильм, дай бог ему здоровья.
Эпилог:
Я не могу отнести себя к почитателям творчества режиссера Карена Шахназарова (исключение – «Курьер»), но то, что он талантливый и эффективный менеджер, сомнения не вызывает – здесь всё идет в дело. Туристы проходят сплошным потоком, наступая друг другу на пятки: вот группы смешанные, вот только школьники, и им действительно есть, на что посмотреть - ухоженная территория, нарядные строения, закрома киностудии, которые копились в течение уже ста лет (в будущем году Мосфильм отмечает вековой юбилей).
Колоссальные изменения последних тридцати лет особенно бросаются в глаза тем, кто бывал здесь в 1993м.
Об экскурсиях можно узнать на сайте Мосфильма, вот здесь.
О символе Мосфильма читайте здесь.
О декорациях майской премьеры "Хитровка. Знак четырех" читайте здесь.