Подвергнуться травле может любой человек независимо от возраста и статуса. Актриса Екатерина Варнава и супермодель Ирина Шейк признавались, что над ними издевались в школе. Телеведущая Регина Тодоренко и стендап-комик Иван Абрамов пережили травлю в интернете, будучи взрослыми. О том, что считать буллингом, стимулируют ли его шоу «Прожарка» и «ЧБД», как с ним бороться и минимизировать последствия, редакция Synergy Times поговорила с клиническим психологом и экспертом программы «ТравлиNET» Мариной Ртищевой.
Игра, воспитание или травля?
Если человек или компания людей обзывают другого человека, говорят обидное, выставляют его на посмешище, игнорируют, бьют, пинают, толкают, распускают о нём сплетни и стараются сделать так, чтобы остальные его не любили, – всё это травля, или буллинг. Если человека прессуют через соцсети, то это кибербуллинг, и он такой же болезненный, как обычный.
Зачастую агрессоры говорят: «Мы просто прикалывались». И проблема якобы снимается, ведь это всего лишь игра. Однако жертве совсем не весело, тем более если с ней «играют» регулярно.
«Характеристики буллинга включают систематичность, последовательность, целенаправленность, осознанность намерения причинить вред. Он подразумевает несимметричные отношения участников: у одного есть власть, у другого – нет», – поясняет Марина Ртищева.
Эксперт отмечает, что первые ласточки буллинга вылетают ещё из детского сада. «Посмотрите на Машу, Маша не доела кашу. Видите, какая она плохая?» – говорит воспитательница за завтраком. Тем самым она прилюдно позорит ребёнка, нанося травму, и других детей приучает действовать так же. Не дружить с Машей становится социально одобряемой нормой. При этом воспитательница может даже не подразумевать ничего плохого.
«Ещё в советские времена публичное осуждение (по сути тот же буллинг) использовали как метод коррекции нежелательного поведения. Например, в книге Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома” слабо успевающего ученика преследовал весь класс. Про него создали стенгазету с карикатурой и фельетоном. Когда мальчик попросил её убрать, потому что там были обидные для него вещи, ему отказали. Мол, мы так формируем у тебя желание исправиться», – рассказывает психолог.
«Республика ШКИД», «Приключения Незнайки и его друзей», «Чучело» – все эти книги, казалось бы, должны учить хорошему, но на практике показывают, что осмеяния и бойкоты – действенное средство манипуляции.
Портрет идеальной жертвы — существует?
Есть стереотип, что жертвами становятся робкие, тревожные и замкнутые люди. Но эксперт отмечает, что их начинают изучать уже после травли. Вполне вероятно, что именно постоянные нападки делают человека запуганным. Были ли пострадавшие такими до травли, доподлинно не известно.
Опасность подвергнуться буллингу повышается у тех, кто сильно отличается от остального коллектива. Общество может негативно воспринять новичка, вливающегося в сформировавшуюся группу, или часто болеющего человека, который не успевает установить крепкие связи с коллективом. Но чаще всего выбор жертвы случаен, и спрогнозировать ситуацию нельзя.
«Одно можно сказать наверняка: жертва никогда не виновата в том, что её травят. И ни в каких случаях она этого не заслужила», – заявляет Марина Ртищева.
Почему люди травят других
Глобально у буллинга есть два механизма существования:
- один человек травит другого, а общество это молчаливо поддерживает;
- один человек или группа людей затевают травлю, и к ней подключается весь коллектив или его подавляющая часть, а остальные молчат.
Мотивация агрессора. Он не ненавидит жертву, ему всё равно, кто ей окажется. Обидчик стремится лишь получить удовольствие от процесса, повысить свой статус за счёт унижения другого. Он проявляет агрессию, чтобы почувствовать себя полноценным, достойным, восстановить внутренний баланс.
Иногда пострадавший в одном коллективе выступает агрессором в другом. Связи между двумя ролями он не видит, от агрессии отказаться не может – ему слишком приятно чувство превосходства после пережитого унижения и ощущение контроля над ситуацией.
Паттерн самоутверждения за счёт других может быть усвоен в семье. Например, родители сталкивали детей лбами и провоцировали их бороться за внимание и любовь. Чтобы быть хорошим, ребёнку всё время приходилось показывать, что остальные плохие. Этот рецепт «успеха» он может использовать и во взрослом возрасте, будучи формально состоявшимся специалистом.
Мотивация коллектива. Те, кто не высказываются против унижения одних людей другими, живут по принципу «моя хата с краю». Так и будет, пока дело не дойдёт до них или они не осознают неправильность ситуации.
Что касается объединения коллектива против жертвы, это показатель негативной групповой динамики. Это означает, что группа не может объединиться вокруг общей позитивной цели и существовать как живой организм, где все равны и каждый – лидер в определённой сфере. Для «дружбы» участникам нужен общий «враг». Это устойчивый социальный феномен. Например, во время войн всегда отмечается большая сплочённость общества.
Как справиться с буллингом
Ситуация травли – сложная и многоаспектная, в ней задействовано много людей, даже если они просто наблюдатели. Противодействовать буллингу нужно на разных уровнях:
- Жертва — агрессор. Если вы заметили агрессию по отношению к себе, выдайте реакцию, которую обидчик не ожидает. Лучше всего, если это будет спокойное и уверенное удивление: «Зачем ты мне это говоришь?» Если агрессор проявляет настойчивость, так же упорно удивляйтесь его поведению.«Обидчик ждёт сильных эмоций, испуга, слёз, ответных оскорблений. Если он это получает, ему весело, ваша реакция его раззадоривает. Если удовольствия нет, то и продолжать незачем», – поясняет Марина Ртищева.Эксперт подчёркивает, что многие пострадавшие умалчивают о травле в надежде, что всё прекратится само. Но так не бывает. Важно озвучить проблему и обратиться к тем, кто может помочь.
- Общество — агрессор. Протест общества — самый эффективный способ прекратить травлю. В коллективе, где не принято самоутверждаться за счёт других людей, агрессору прямо скажут, что так себя вести нельзя. Он быстро начнёт жить по правилам «стаи».Даже если хейтер не высказывается лично, а пишет комментарий в соцсети, то имеет значение, получит он лайки или замечания, что он не прав. Ведь цель агрессора — получить удовольствие, возвыситься, а это невозможно, если его пресекают.Стоит учитывать, что в здоровом сообществе каждый может проявить себя, получить признание, уважение, поэтому у бывшего агрессора тоже есть возможность самореализации. Если при этом он станет осознанно отмечать свои достижения и достоинства, у него появится шанс в целом поменять паттерны поведения.
- Значимые взрослые — группа. В детском саду или школе сформировать у детей общие позитивные цели должны родители, педагоги, администрация.Взрослые могут привлечь детей к общественной работе, участию в конкурсах, постановке спектакля, совместным поездкам. Это объединяет ребят, дает им возможность проявить таланты, испытать самоуважение и восхититься товарищами. Если речь о конкретном хулигане, ему можно дать важное поручение, например, организаторское, чтобы он мог заявить о себе в конструктивном ключе.Пострадавшему ребёнку нужно обращаться к родителям, педагогам, оповестить как можно больше людей о проблеме. Другие дети часто воспринимают это как ябедничество, но в реальности это единственный способ решить ситуацию, ведь ребёнок не может поменять школу без помощи взрослых или противостоять толпе в одиночку.
Как избавиться от положения жертвы
Иногда после школьной травли на человеке остаётся отпечаток жертвы. Он приходит в вуз, на работу, и люди по его отведённому взгляду, опущенным плечам, закрытой позе сразу чувствуют, что с ним что-то не то. Это вызывает настороженное отношение, а отсюда недалеко до враждебности.
Справиться с проблемой можно с помощью психотерапии или самому. Надо укрепить самооценку и стать себе лучшим другом. Пострадавшему нужно напоминать себе, что он просто так достоин хорошего отношения. Ему нужно фиксировать свои удачи, успехи, поводы для гордости. Можно хвалить себя перед зеркалом и отслеживать, как на каждое «я молодец, что…» расправляются плечи, вытягивается шея, меняется взгляд. Постепенно бывшая жертва утверждается в собственной ценности и перестаёт транслировать неуверенность.
Если это не помогает, можно обратиться на бесплатную горячую линию организации «Журавлик», где психологи оказывают детям профессиональную поддержку: 8 800 500 44 14. Для взрослых также есть бесплатные службы поддержки, например, Московская служба психологической помощи населению.
Как информационная среда влияет на распространение травли
Проблему травли в обществе стали поднимать недавно. Точные причины нового отношения к буллингу назвать трудно. Марина Ртищева предполагает, что неприятие агрессии возникло в противовес изобилию насилия, которое настигло Россию в 90-х в реальной жизни, СМИ, фильмах. Люди осознали, что жить в гуманистическом обществе гораздо приятнее и безопаснее, и стали к этому стремиться.
При этом эксперт отмечает, что человек сам решает, какую информацию потреблять, исходят из своей внутренней культуры. Моральные ориентиры и способность анализировать ситуацию закладываются, прежде всего, в семье.
Возьмём как примеры шоу «Прожарка» и «ЧБД». В отличие от буллинга, это специально организованные ситуации, где участники знают, что будет происходить, и добровольно согласились на это. В обычной жизни другие модели поведения. Задача родителей — объяснить разницу, стимулировать детей к критическому осмыслению, а не слепому повторению событий на экране.
Однако для системного решения проблемы семейного воспитания недостаточно. Необходимо просвещение общества. Нужны исследователи, которые смогут дать точное определение буллинга и измеримые критерии, чтобы чётко установить распространённость и тяжесть проблемы. Требуются специалисты, психологи, которые будут формировать здоровые коллективы и помогать людям справиться с последствиями травли.
Также необходимо создавать антибуллинговые программы для просвещения педагогов, детей, родителей. Пока таких проектов немного: образовательный портал «Гнездо», антибуллигновая программа «ТравлиNET», спецпроект на портале «Школа.Москва», отдельные проекты в частных школах.
«Лучший способ снизить распространённость травли – просвещённое общество, которое не лояльно к насилию и заявляет агрессорам, что их поведение неподобающе, а также профилактика разных видов насилия», – отмечает эксперт.
Психолог подчёркивает, что любые признаки буллинга надо пресекать на корню, и сравнивает проблему с домашним насилием, которое, если случилось один раз, то случится во второй и третий. Поэтому бить тревогу надо при первом же прецеденте.