Международная правозащитная опубликовала свой взгляд на ситуацию с правами человека за 2022 год в 156 странах мира.
В преамбуле посвященной нашей стране главы говорится, что:
- По-прежнему сурово ограничивались права на свободу выражения мнений, объединений и собраний;
- Состоялась как минимум одна казнь;
- Пытки и другие виды жестокого обращения применялись повсеместно и безнаказанно;
- Судебная система служила инструментом для подавления инакомыслия, а судебные процессы носили несправедливый характер;
- Национальные и религиозные меньшинства подвергались дискриминации;
- Беженцы и мигранты сталкивались с насилием.
По первому пункту поясняется, что возбуждены уголовные дела "против тысяч людей"; "произвольно задерживаются" независимые журналисты, а против ранее задержанных выдвигаются дополнительные обвинения; "произвольно признаются" экстремистскими различные организации, интернет-ресурсы, печатные и иные материалы. Авторы отчета утверждают, что в стране не прекращались репрессии в отношении неправительственных организаций, СМИ, профессиональных, этнических и религиозных сообществ, для ликвидации которых "властями использовались произвольные обвинения в «экстремизме» и «терроризме»".
В пункте про смертную казань не уточняется, кого казнили. Говорится лишь о принятых поправках к законам, предусматривающих высшую меру за покушение на совершение актов терроризма и за совершенную чиновниками измену государству, что "нарушает обязательства страны как участника Международного пакта о гражданских и политических правах".
Пытки, как говорится в отчете, применялись в отношении "осуждённых по политически мотивированным обвинениям" и выражались в том, что условия их содержания "более худшие, чем у других заключенных". При этом, утверждается, что "пытки и другие виды жестокого обращения происходили повсеместно, а виновники пользовались полной безнаказанностью".
Белорусские суды, по мнению правозащитников, власть использовала "чтобы расправляться со всяческим инакомыслием, сажать в тюрьму своих критиков, запугивать и принуждать к молчанию защищающих их адвокатов". "Судебные заседания по политически мотивированным делам обычно проходили за закрытыми дверями и с многочисленными нарушениями. Законы, расширяющие возможности для заочного возбуждения и судебного слушания дел, были приняты в июле и далее применялись до конца года", - говорится в отчёте.
Дискриминация, как утверждают в Amnesty International, коснулась не только этнических меньшинств в лице поляков и литовцев, но и самих белорусов. Авторы исследования выразили уверенность, что в отношении первых "нападки стали местью за то, что Польша и Литва приняли уехавших из страны оппозиционеров и критиковали правительство Беларуси", а в белорусском языке официальный Минск "увидел язык политической оппозиции". В этой связи власти, якобы, преследовали школы и типографии за обучение и книгопечатание на белорусском; закрывали белорусские книжные магазины; задерживали активистов, научных работников, литературных и культурных деятелей, говоривших на белорусском языке.
По беженцам заявляется, что белорусские власти, якобы, по-прежнему заставляют их пересекать границу с Польшей, Литвой и Латвией, а тех мигрантов, кому этого сделать не удалось, "пограничники и прочие должностные лица подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения". "В марте сообщалось, что власти выселили беженцев и мигрантов из импровизированного лагеря в посёлке Брузги, лишив тем самым крова и поддержки почти 700 человек, включая маленьких детей и людей с тяжёлыми заболеваниями и инвалидностями", - заявляют правозащитники.
Общую ситуацию, по мнению Amnesty International, усугубляет "рухнувший ВВП и рост инфляции", что явилось следствием "прекращения торговли с Украиной и введенных западных санкций". Кроме того, уровень жизни в стране, по оценкам авторов, также падает из-за потери высококвалифицированных специалистов, уезжающих за границу. В частности в подразделе "Право на здоровье" отмечается: "Качество и доступность медицинской помощи в стране сильно снизились, в том числе из-за непрекращающегося оттока медиков, увольняемых по политическим причинам. Медицинским работникам, уволенным за поддержку мирных протестов 2020 года, произвольно отказывали в трудоустройстве. Власти отозвали лицензии как минимум у семи частных клиник в рамках, по-видимому, скоординированной кампании против независимого оказания медицинских услуг".