Наверняка многие из вас хотя бы раз посещали Музей ВВС России, который находится недалеко от Москвы - в Монино.
Я тоже не стала исключением, приехав первый раз гостем, а впоследствии - в качестве субботнего волонтёра.
На площадке музея много достаточно уникальных экземпляров. Они сопровождаются информационной табличкой, да и в целом многие из них хорошо узнаваемы.
А вот между двумя гигантами — Ил-76 и Ан-22 притаилось нечто. Н е ч т о — это первое слово, которое придет на ум любому непосвященному при взгляде на это.
Какой-то робот из Трансформеров или корабль из Звездных войн?
На самом деле это все, что осталось от работ конструктора Бартини над вертикально-взлетающей амфибией. ВВА-14 Четырнадцаать- по числу двигателей, 12 из которых должны были быть подъемными.
В Советское время при разработках частенько полагались на еще незавершенные проекты смежников. Так вышло и здесь. Самолет налетал порядочно часов в обычном режиме, а вот подъемных двигателей так и не дождался.
Приняли решение доработать аппарат и превратить его в экраноплан, в связи с чем внешний вид его подвергся ряду изменений и те остатки, что мы можем видеть в Монино, по сути нельзя назвать вертикально взлетающей амфибией, но и экранопланом ВВА-14 так и не стала.
Грустно, ведь очередные годы работы, инженерные решения, переживания, надежды, время… и все как-то впустую.
Уникальный (тем не менее!) самолет переправили по воде из Таганрога в Подмосковье, где в ожидании прибытия вертолета он был уже несколько поврежден вандалами.
Помимо этого , при транспортировке ВВА-14 вертолетом ее еще и уронили в лесополосу. Все, что уцелело — вы видели выше.
..........
ВВА-14- одна из тех машин, чьим восстановлением активно занимается команда Монинских волонтёров.
Как то- в конце декабря мне даже удалось поучаствовать в одном из мероприятий, когда машину приподнимали с просевшего под ее весом грунта и ставили на твердое покрытие .