Найти в Дзене
Культур-трегер

К каким хитростям прибегали дамы эпохи Петра I чтобы не носить "срамные" Западные наряды

14 декабря 1700 вышел вышел шокирующий многих дворян указ Петра I "О ношении платья на манер Венгерского". Впоследствии царь выпустил множество подобных указов. Вот, например, один из них 1714 года, касающийся зимней одежды для женщин: А женского пола всех чинов, так же и попадьям и дьяконицам и церковных причетников и драгунским и стрелецким женам и их детям носить платье немецкое, против прежних образцов, шапки и кунтоши, а исподние бостроги и юбки и башмаки немецкие же. А русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и штанов и сапог и башмаков отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать. Естественно, что где-то в провинции это причуда Петра I могла еще некоторое игнорироваться (хотя возможность нарваться на весомый штраф была всегда). Но в Петербурге, хочешь-не хочешь, даже самые консервативные дамы должны были явиться под светлые очи царя как самые последние блудницы (по их мнению, разумеется). Ведь традиционный "дресс-код" Петровских Ассамблей вк
Художник Неврев "Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым.
Художник Неврев "Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым.

14 декабря 1700 вышел вышел шокирующий многих дворян указ Петра I "О ношении платья на манер Венгерского".

Впоследствии царь выпустил множество подобных указов. Вот, например, один из них 1714 года, касающийся зимней одежды для женщин:

А женского пола всех чинов, так же и попадьям и дьяконицам и церковных причетников и драгунским и стрелецким женам и их детям носить платье немецкое, против прежних образцов, шапки и кунтоши, а исподние бостроги и юбки и башмаки немецкие же. А русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и штанов и сапог и башмаков отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать.

Естественно, что где-то в провинции это причуда Петра I могла еще некоторое игнорироваться (хотя возможность нарваться на весомый штраф была всегда).

-2

Но в Петербурге, хочешь-не хочешь, даже самые консервативные дамы должны были явиться под светлые очи царя как самые последние блудницы (по их мнению, разумеется).

Художник Иван Никитин "Портрет царевны Натальи Алексеевны (родной сестры ПетраI", 1716 год. Женщина на этом портрете выросла в очень консервативной и набожной семье, но во второй половине жизни неожиданно стала одной из законодательниц "новой моды".
Художник Иван Никитин "Портрет царевны Натальи Алексеевны (родной сестры ПетраI", 1716 год. Женщина на этом портрете выросла в очень консервативной и набожной семье, но во второй половине жизни неожиданно стала одной из законодательниц "новой моды".

Ведь традиционный "дресс-код" Петровских Ассамблей включал в себя, в том числе открытую зону декольте и непокрытые волосы.

Однако, как оказалось, даже в в ближайшем окружении Петра I, находились женщины, которые исхитрялись и царю угодить, и не выставить "себя в срамном виде".

Художник Роман Никитин, "Портрет Марии Яковлевны Строгановой". Не позднее 1724 года.
Художник Роман Никитин, "Портрет Марии Яковлевны Строгановой". Не позднее 1724 года.

Вот, например, замужняя дама Мария Яковлева Строгонова совсем не горела желанием носить открытое дельте. Но для того, чтобы этого не делать, она придумала оригинальное решение.

Мария Яковлевна продолжила носить закрытое декольте, но поверх него надевала большой медальон с портретом Петра I.

Разумеется, портрет царя на "открытых персях" был бы совсем не уместен. Поэтому госпожа Строгонова всегда могла сказать, что повесила медальон с портретом государя на самое видное место в знак величайшей верноподданной любви. Поэтому и декольте закрыто!

В этом случае даже самому Петру I придраться было и не к чему!

И еще один момент. При взгляде на портрет может показаться, что на голове у Марии Строгоновой Русский кокошник (но они были запрещены для дворян Петром I). На самом деле это т.н. "Фонтанж" - локоны, перехваченные Алансонским кружевом и шелковой лентой.

"Фонтанж" случайно изобрела фаворитка Людовика XIV графиня Мария-Анжелика де Фонтанж.

Учитывая любовь Петра I ко всему Западному, хитрая Мария Строганова могла говорить, что она всего лишь прикрыла волосы украшением в стиле любимой женщины великого французского короля (которым Русский царь искренне восхищался).

Кстати и Фонтанж у Марии Строгоновой не вполне типичен, как я уже отмечал, уж слишком он похож на запрещенный кокошник.

Неизвестно, много ли было подобных затейниц при дворе Петра I.Но поскольку до нас дошел подобный портрет Марии Строгановой, можно предположить, что их было не так уж и мало.