Найти в Дзене
Armenia Today

Эксперт прокомментировал возможность ареста Путина в Армении по ордеру МУС

Ереван не может арестовать гражданина третьего государства, если он не совершил преступление на территории Армении, сказал в беседе с Armenia Today эксперт по международному праву Ара Хзмалян, комментируя решение Конституционного суда Армении о признании Римского статута соответствующим Конституции страны в контексте решения Международного уголовного суда (МУС) в Гааге об аресте президента России Владимира Путина.

По словам эксперта, Армения еще не ратифицировала Римский статут, процесс будет завершен после ратификации статута парламентом, соответственно, у Армении на данный момент нет обязательств в плане выполнения решений МУС.

«Статут вступит в силу для Армении с момента его ратификации. Это означает, что все решения МУС, принятые до ратификации Арменией Римского статута, не будут иметь силы для Армении», — заявил он.

Хзмалян указал на наличие важного исключения в случае ратификации Арменией документа. Ереван, подчеркнул он, заявил, что признает правомочность решений суда по части преступлений, совершенных на территории страны с мая 2021 года. Это означает ретроактивное признание юрисдикции Международного уголовного суда исключительно по части преступлений, совершенных на территории Армении с мая 2021 года, уточнил он.

«12-ая статья Римского статута четко устанавливает эти рамки. То есть для Армении не могут иметь обратной силы решения МУС по части преступлений на территории третьих стран. Решение МУС об аресте президента России основано на его действиях в Украине. Украина заявила о ретроактивном признании юрисдикции МУС. В случае же с Арменией речь идет о преступлениях, совершенных на ее территории начиная с мая 2021 года, что не имеет никакого отношения к какому-либо российскому должностному лицу», — подчеркнул Хзмалян.

По его словам, это также означает, что и после ратификации Арменией Римского статута она будет руководствоваться нормами неприкосновенности глав государств, то есть она не сможет арестовывать и экстрадировать лидеров иностранных государств за преступления, совершенные за пределами Армении до того, как она ратифицировала статут. «Так что это искусственно нагнетаемый ажиотаж, поскольку никаких реальных проблем здесь нет», — добавил он.

Касаясь необходимых внутригосударственных процедур, Хзмалян заявил, что после ратификации Римского статута Национальным собранием документ должен подписать президент республики, а МИД – проинформировать стороны о выполнении подписавшей договор стороной всех необходимых внутригосударственных процедур, необходимых для вступления документа в силу.

Хзмалян подчеркнул, что ратификация Арменией Римского статута создает реальные инструменты для привлечения к ответственности высокопоставленных должностных лиц и военных Азербайджана, которые совершили преступления на территории Армении. И в этом плане, по мнению эксперта, противодействовать ратификации Арменией Римского статута означает обслуживать интересы Азербайджана.

Конституционный суд Армении 24 марта признал Римский статут соответствующим Конституции республики, что означает признание Арменией юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). Римский статут Армения подписала в июле 1998 года, но не ратифицировала его, так как КС в 2004 году признал обязательства договора противоречащими Конституции страны.

Источник в МИД РФ заявил ТАСС и РИА Новости, что Москва считает «абсолютно неприемлемыми» планы Еревана по присоединению к Римскому статуту МУС на фоне ордеров в отношении руководства России. Палата Международного уголовного суда в Гааге 17 марта выдала ордера на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой.

Читай больше новостей на нашем сайте

Новости Армении в Telegram