Найти в Дзене
Алёнка Морковкина

Кандалакша.

Мы проехали этот городок вскользь, устремившись к Лувеньге, совсем рядом. За Полярным кругом все расстояния ощущаются иначе. На Белом море отлив, и мы бредём по заснеженному льду, обозревая самый лакомый курорт региона. Гид Светлана с упоением рассказывает, что это сейчас, 23-его февраля, тут снег, мороз и прочие некурортные погодные условия, зато в июле на побережье бухты не пробиться, всё в машинах и палатках. Верим!  Верим, потому что несмотря ни на какие ненастья, вид вокруг нас необыкновенный. Извилистый берег, как ажурная салфетка, вьётся по каёмке Белого моря, где-то прорастает островами, а на материке плотно обступает воду сопками. Высота у них небольшая, но рядом с плоской гладью моря они выглядят масштабно. Каменные глыбы покрыты причудливыми шапками льда, где-то он застыл прозрачной короной, где волна остановилась, образовав хрустальное яйцо.  На берегу стоит скромный памятник, посвящённый разгрому интервентов в 1919 году. Никакого недоумения: я действительно не представляю

Мы проехали этот городок вскользь, устремившись к Лувеньге, совсем рядом. За Полярным кругом все расстояния ощущаются иначе. На Белом море отлив, и мы бредём по заснеженному льду, обозревая самый лакомый курорт региона. Гид Светлана с упоением рассказывает, что это сейчас, 23-его февраля, тут снег, мороз и прочие некурортные погодные условия, зато в июле на побережье бухты не пробиться, всё в машинах и палатках. Верим! 

Верим, потому что несмотря ни на какие ненастья, вид вокруг нас необыкновенный. Извилистый берег, как ажурная салфетка, вьётся по каёмке Белого моря, где-то прорастает островами, а на материке плотно обступает воду сопками. Высота у них небольшая, но рядом с плоской гладью моря они выглядят масштабно. Каменные глыбы покрыты причудливыми шапками льда, где-то он застыл прозрачной короной, где волна остановилась, образовав хрустальное яйцо. 

-2

На берегу стоит скромный памятник, посвящённый разгрому интервентов в 1919 году. Никакого недоумения: я действительно не представляю, как страны Антанты (и их союзники по борьбе с советской властью) догадались охватить наш север. Со всеми его недружелюбными условиями. Естественно, что когда интервенты оказались здесь под соусом борьбы с «узурпаторами-большевиками», чуть больше чем через год, наряду со вступлениями частей Красной Армии, все шустренько эвакуировались обратно. 

-3

Мы спустились на самый лёд и, отойдя от берега, окинули взглядом взъерошенные сопки, пристань, маленькие сиротливые дома. Светлана перечисляет названия и высоту гор, обступивших Лувеньгу. Каждая из них наделена сакральным смыслом саамами (коренной местный народ). Когда-то здесь проводились таинственные ритуалы и хранились древние тайны, сейчас же любой желающий может взойти на любую сопку. Наш выбор пал на Волосяную, всего-то 450 метров высоты, подъём около 2 км. 

-4

Но только оказавшись у подножия горы мы резко засомневались в своих силах. Полные желудки давили на глаза и клонило в сон, а крутость заснеженного подъёма лишала последних моральных сил. Но договорённость с гидом подгоняла вперёд, и мы начали восхождение. Крутые участки сменялись пологими, пушистый снег всё сыпался и сыпался уже как будто не с неба, а из всего бесконечного космоса. Плотный туман стал последней преградой перед попаданием на какую-то иную планету со склонёнными макушками ёлок. Светлана говорит, что все они гнутся в сторону солнца. Вроде как подсолнухи, но я для себя решила, что обманчивое северное солнце просто растапливает снег на одной стороне ёлки, а толстая шапка придавливает верхушку с другой стороны. И стоят они, как замёрзшие динозавры, по грудь утопленные в снег. 

-5

Смеяться, ругаться и шуметь тут нельзя, хотя мы с трудом сдерживаем восторг от прогулки. Местами натоптанная дорога вдруг бесшумно обрушивается, и ты по пояс падаешь вниз. Когда это случилось со мной, в образовавшейся щели я заметила плотное сплетение ветвей – стало быть, мы идём над землёй… И есть ли она вообще где-то там, внизу? 

Спуск с Волосяной стал настоящим приключением: все крутые участки мы проезжали на попе, заливисто смеясь, хотя хорошо помнили правила уважения к чужим традициям. Но радость сдерживалась трудно, настолько необычные пейзажи видишь не каждый день. 

-6

И если зимние развлечения в Кандалакше и её окрестностях связаны непосредственно с природными красотами, то летом (а я искренне надеюсь вернуться сюда летом), здесь действительно есть, что посетить. Помимо морских прогулок и восхождения на другие сопки, здесь сохранены объекты культурного наследия, возрастом более 3000 лет. Прогулка по самому городу интересна несколькими памятниками и парой музеев, где можно глубже окунуться в историю Терского берега. И я точно за этим приеду.