Давай поговорим о твоих идентичностях: дочь, мама, жена, оперная артистка, а есть ли что-то ещё?
– Друг. Для меня это важная ипостась.
Расскажи, пожалуйста, существует ли какая-либо дискриминация и/или гендерное неравноправие в оперном искусстве? А стереотипы?
– Наверное, самая большая проблема – это эйджизм (пренебрежительное отношение к людям на основании их возраста – Прим. Я – СВОБОDA). Опера очень рафинированный жанр, слишком много задач нужно выполнять одновременно: владеть голосом, вокальной техникой, музыкальным стилем, актёрским мастерством, сценическим движением, иностранными языками. Это сложно всё собрать к 25 или даже к 30 годам. По-настоящему голос, как и артист (на мой взгляд) зреет долго, хотя, наверное, всё индивидуально, но в опере большая нагрузка психофизическая. Именно поэтому так важна правильная постановка голоса.
А оперу в конце ХХ века превратили в бизнес и соответственно это привнесло какую-то поверхностную, скороспелость и отсутствие качества. Бизнес требует, чтобы певица оперная была и молода и пела хорошо, и понимала о чём поёт.
Все хотят 20-летних Джульетт и Турандот на сцене, но это невозможно, потому что сама музыка и диапазон чувств настолько серьёзный и широкий, что и в 30 это сложно передать. По-хорошему расцвет оперного артиста начинается только к 40, но в современном мире шоу в этом возрасте карьеры заканчивают. И только невероятная Мариела Девиа – хранительница и королева бельканто подтверждает, что если это бельканто, то и в 60 можно петь дебют Нормы на мировых сценах.
Настоящее, полноценное звучание голоса, с оркестром завораживает, если при этом хорошая режиссура, то голос уносит за пределы временных рамок и нам совершенно неважно сколько лет певице, если она убедительна в своём творчестве.
Стереотипы есть, но они успешно разрушаются. Например, оперная певица уже не ассоциируется с лишним весом и «лохматым» голосом, а по поводу гендерной дискриминации – опера самый демократичный жанр в этом смысле. Достаточно вспомнить так называемые «брючные партии», когда женщины (как правило, низкие женские голоса) поют в образе мужчин, а мужчины женскими голосами, что современно, по-моему.
Как ты думаешь влияет ли в целом искусство на развитие феминизма, каким образом?
– На мой взгляд в России у феминизма, отрицательный подтекст. Хотя на самом деле это история про равноправие и уважение.
Мы живём в мужском мире. Об этом пишут песни, признают шутя и серьёзно, но по большому счёту мужскую половину всё устраивает. Это удобно, чтобы женщина была в подчинённом положении. Знаете, как расизм возник для того, чтобы порабощать, а сексизм и мужской шовинизм, чтобы женщина с её мощным потенциалом была удобна для мужчины. И только мировой вектор развития ясно указывает направление в сторону равноправия. И новый век демонстрирует, что женщина может и лидировать, и руководить, быть самодостаточной, и овладевать что называется «мужскими» профессиями. В общем, ломать стереотипы.
А если говорить о влиянии искусства, то сама суть искусства свободна и непредвзята. Искусство влияет, отражает, утешает. Хотя недавно феминисток возмутила песня из 60-70-х в исполнении джазовой певицы Сессиль Мак Лорен, а если вслушаться, то песня как раз про проблемы и стереотипы «Hey, little girl».
И если раньше, когда песня была написана, была может быть, и актуальной, то сейчас звучит как пародия. Например, в песне есть слова об угнетении стереотипами, мол, ты ДОЛЖНА быть ВСЕГДА хороша для мужа/мужчины... Тебе даже учиться не надо, главное кольцо. Некоторые феминистки напали на Сессиль, потому что отнеслись слишком буквально.
Привет! Малышка
Расчеши волосы, поправь макияж
Скоро он откроет дверь
Не думай, потому что у тебя на пальце кольцо
Тебе больше не нужно пытаться (имеется в виду сделать что-то в жизни)
Жены всегда должны быть любовницами
Беги к нему в объятия, как только он придет к тебе домой
я предупреждаю тебя
День за днем
В офисе есть девушки
И мужчины всегда будут мужчинами
Не отталкивай его с бигудями в волосах, потому что
Ты можешь больше его не увидеть
Жены всегда должны быть любовницами
Беги к нему в объятия, как только он придет к тебе домой
Он почти здесь
Привет! Малышка
Лучше наденьте что-нибудь красивое
Что-то, что ты бы надела, чтобы пойти в город и
Приглушите все огни, налей вино, включи музыку
Время готовиться к любви
Время готовиться
Время готовиться к любви.
(перевод Марины Ханхалаевой).
Давай поговорим о недавних событиях. О тебе массово узнали в Бурятии после участия Форуме свободных народов и связывают с известной фамилией. Как ты себя чувствовала после этого? Как вообще так случилось, что ты оказалась в центре активистских действий?
– Сложный вопрос и сложно на него ответить. Я уже отпереживала. Я была готова к чему-то подобному, понимала, что внимание намеренно смещается с того «что» я озвучила на то, какая у меня фамилия. Этот приём понятен, но я думаю для тех, кто способен сопоставлять и анализировать – неэффективен. Как бы ни было, выступление на форуме – моя позиция. Гораздо важнее содержание самого доклада и то, что происходит сегодня с нами. А с нами происходит какая-то очень страшная история и нам важно успеть осознать происходящее, иначе нас сотрут в пыль...
Я просто в какой-то момент поняла, что больше не могу молчать. Как и многие другие. Думаю, в самой Бурятии таких людей немало, и они ещё скажут своё слово.
Расскажи, пожалуйста, как сейчас в целом в США реагируют на бурят? Знают ли кто это такие? Сталкивалась ли ты лично с какой-то русофобией сейчас или ранее с расизмом, дискриминацией или сексизмом?
– В США про бурят мало знают. Американцы в принципе не интересуются особо тем, что происходит за пределами их мира, который они себе сами определяют. Они хотят жить свою хорошую благополучную жизнь, много работают для этого и в основном этим и увлечены. Зато хорошо знают монголов. Кстати, именно это и заставило меня задуматься о том, что монголы нам ближе, чем кажется, потому что, когда говоришь: «Я из Бурятии» вопрос остается открытым, добавляешь: «есть такое озеро Байкал…» – мало, кто знает и об этом, тогда уже смело: «моя страна – часть России, но находится рядом с Монголией» и всем всё сразу понятно.
Буряты «прославились», прежде всего, для себя самих, но во всём этом кошмаре всё же можно найти плюсы, потому что общие проблемы и боль объединяют и возможно буряты наконец стряхнут многовековое забытье и выученную беспомощность. С русофобией не сталкивалась, но я в Бостоне. Скорее, наоборот, поддерживают.
Почти год назад в США проходили (и до сих пор проходят) протесты на тему запрета абортов, а как дело обстоит сейчас? Можешь пояснить в нескольких предложениях, потому что в России возможно нам тоже нужно будет к такому готовиться.
– Все протесты где-то там – в телевизоре, может потому что страна большая, в каждом штате периодически что-то происходит. Но я за женщину и за то, чтобы она была в любви и достоинстве.
Насколько я знаю история с абортами – это очередная попытка власти отвлечь внимание от более важных событий, происходящих в политике.
Давай поговорим о роли бурятской женщины сегодня.
– Роль бурятской женщины сегодня, как и всегда – ключевая. Все коды бурятские зашиты для меня не в «Бальжан – Хатан», а в «Аламжи Мэргэне и его сестрице Агуу Гоохон». Меня поражает, что эпос, тысячелетний а уже тогда все бурятские коды существовали: матриархат, сиротство, гонимость, индивидуализм, особые отношения сестер к братьям, связь с природой и гендерное равновесие. Дисклеймер: суть в том, что Агуу Гоохон, когда её брат погибает, она спасает его, превратившись в мужчину! Уже тогда в легенде идёт речь о гендерном равенстве.
Для меня феминизм – это про уважение к женщине, равной мужчине. Феминизм – это прежде всего, про равное отношение к женщине, такое же как к мужчине. Если мужчины в беде, женщины поднимаются во весь рост и именно они принимают на себя удар, всю тяжесть происходящего. Часто ответственно принимают стратегически важные решения.
Возможно бурятские женщины сдержаннее в проявлении открытых эмоций, не перекрывают собой дорогу, как в Дагестане, но я уверена в самый тяжелый момент именно женщины вдохновляют себя, других и своих мужчин и находят единственно верное решение. Нам это ещё, наверное, предстоит.
Я только сейчас задумалась о своей бурятскости и о том, почему это важно – сохранять национальная идентичность/достоинство, только сейчас ответила на все эти вопросы для себя. Поняла, что всегда старалась быть достаточно русской, воспитана на русcкой литературе, музыке и т.д. Но как говорила моя бабушка: «Гену не обманешь»). Тут имеется ввиду наследственность, ведь в бурятском языке отсутствуют падежи. Мне нравились бабушкины перлы.
Ты давно не была в Бурятии, как и в России, но как ты думаешь, что сейчас нужно и остаётся делать тем, кто остался здесь и не собирается уезжать?
– Сложно сказать... Определить свою позицию и искать единомышленников.
В одном из наших недавних интервью с активисткой движения «Буряад-Монгол Эрхэтэн» Оксаной Доржиевой мы говорили о том, что феминистская и антиколониальная/деколониальная повестка во многом одинаковы, что ты думаешь на этот счёт?
– Согласна с Оксаной, хватит уже этого плена стереотипов и хватит рассказывать нам о том, кто мы и какие через призму русско-имперского взгляда. Мы хотим сами себя изучать и сами разбираться в себе и своих смыслах.
Этно-шоу пора заканчивать.
Что повлияло на пробуждение твоего национального самосознания и на феминистскую позицию?
– Жизнь в разных странах, наблюдение за разными культурами, укладами. На пробуждение бурятки повлияла «спецоперация»*, но зрела эта тема давно, я выросла в Иркутске.
Что в нашей бурятской культуре нравится, а что нет?
– Сама культура, ощущение кода, даже если не знаю языка, тепло, связанное с детскими воспоминаниями бурятской деревни, людей, стариков, отношения к детям у бурят похоже на арабское – очень теплое.
Не могу рассуждать о нашей культуре, если честно... больно за Бурятию.
Что тебе сейчас помогает сохранять своё ментальное здоровье?
– Общение с единомышленниками, желание активно участвовать и отстаивать «право народа на самоопределение», прописанное в Международной декларации ООН.
Мотивирует несогласие с обнаглевшими, с насилием, понимание, что в своё время нами проманипулировали, а сейчас пришло прозрение. Мы, как интеллигенция или образованные люди как минимум, не имеем права молчать. У нас есть критическое мышление.
* называется так по требованию Роскомнадзора