Однажды утром ко мне подошёл ученик и спросил:
- Кто такие худощи?
- Худощи? - моя бровь удивлённо поползла вверх.
- Да, худощи. Это кто?
Я не знала, что ответить на вопрос восьмилетнего ребёнка, который с надеждой смотрел на меня.
В голове возник только один образ: кастрюля с худыми невкусными щами.
Щи — классическое национальное блюдо русской кухни, суп, основу которого составляет рубленая белокочанная свежая или квашеная капуста.
Чтобы понять, о том ли я думаю, спросила:
- Где ты услышал это слово?
- Я прочитал в больнице, - гордо ответил мальчик.
Его ответ ввёл меня в ступор. Я, конечно, предполагаю, что больничные щи - не самое вкусное блюдо на Земле, но писать об этом вряд ли станут в больничном меню.
- А где именно в больнице ты его прочитал?
- На двери, где кровь сдают, была табличка: «Забор крови только худощам».
Не знаю, как мне удалось сдержать смех, который просто рвался наружу. Воображение слишком живо нарисовало этих худощей!
Оказалось, что «худощи» - это слово натощак, которое ребёнок неправильно прочитал.
Забор крови только натощак. Такая табличка висит в больнице на двери кабинета, где люди сдают кровь на анализ.
В то время, когда произошла эта история, в школе ещё не уделяли столько внимания функциональной грамотности, как сейчас. Но над читательской грамотностью мы работали всегда.
Прочитанное нужно понять! Вот ребёнок и пытался это сделать. Проблема заключалась в том, что он неправильно прочитал надпись. Хотя и значение слова натощак мне пришлось объяснить, потому что оно нечасто используется в нашей речи.
Так, задавая вопросы взрослым, ребёнок расширяет свой словарный запас. Тот словарный запас, который уже к семи годам должен составлять более 3500 активно используемых слов.