Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Новый тип советского разведчика в фильме «Щит и меч»

В 1960-х годах тема противостояния СССР и США была чрезвычайно актуальна – во многом из-за Карибского кризиса, едва не приведшего человечество к Третьей мировой войне. Четырехсерийный фильм Владимира Басова «Щит и меч» по одноименному роману Вадима Кожевникова вышел на экраны в 1968 году и имел огромный успех у советских зрителей. Поначалу Кожевников хотел писать о советском разведчике Рудольфе Абеле (том самом, которого обменяли на Глиникском мосту), но тот, прочитав первые главы, категорически отказался быть прототипом главного героя. Тогда писатель обратился к биографии другого разведчика – знаменитого Александра Святогорова, который участвовал в разведовательно-диверсионных операциях на территории Польши и Словакии. Он организовал сеть секретных агентур и групп, которые забрасывались в тыл врага и на оккупированные территории. Книга завоевала признание читателей, поэтому было принято решение снять по ней фильм. Владимир Басов знал о войне не понаслышке: он сам был фронтовиком, поэ

В 1960-х годах тема противостояния СССР и США была чрезвычайно актуальна – во многом из-за Карибского кризиса, едва не приведшего человечество к Третьей мировой войне. Четырехсерийный фильм Владимира Басова «Щит и меч» по одноименному роману Вадима Кожевникова вышел на экраны в 1968 году и имел огромный успех у советских зрителей. Поначалу Кожевников хотел писать о советском разведчике Рудольфе Абеле (том самом, которого обменяли на Глиникском мосту), но тот, прочитав первые главы, категорически отказался быть прототипом главного героя.

Кадр из фильма «Щит и меч»
Кадр из фильма «Щит и меч»

Тогда писатель обратился к биографии другого разведчика – знаменитого Александра Святогорова, который участвовал в разведовательно-диверсионных операциях на территории Польши и Словакии. Он организовал сеть секретных агентур и групп, которые забрасывались в тыл врага и на оккупированные территории. Книга завоевала признание читателей, поэтому было принято решение снять по ней фильм. Владимир Басов знал о войне не понаслышке: он сам был фронтовиком, поэтому его картина получилась такой правдоподобной.

А между тем режиссер не слишком обрадовался, когда ему поручили съемки. Он опасался, что высокое начальство вынудит его показать советского разведчика супергероем, а немцев – недалекими и глуповатыми противниками. Что-то похожее зрители уже наблюдали в фильме «Подвиг разведчика» с Павлом Кадочниковым в главной роли. Но то, что работало в 1940-х, то уже не смотрелось в 1960-х годах. Поэтому Басов пошел по иному пути, показав главного героя умным, смелым, но отнюдь не идеальным человеком, а его врагов – целеустремленными и хладнокровными людьми, которые умели не только выигрывать, но и проигрывать.

Плакат фильма «Щит и меч»
Плакат фильма «Щит и меч»

Для второй половины 1960-х годов такой подход был революционным. Режиссер показал советского разведчика суровым (местами – даже жестоким), а под конец – не совсем уравновешенным человеком. Этот персонаж не похож на всеми любимого Штирлица, который даже в самых критических ситуациях остается верен себе. В отличие от Лиозновой, Басов обнажил на экране нерв войны. Герой его фильма выигрывает стратегическую партию, но проигрывает самому себе. В финале он полностью опустошен, но даже в таком состоянии порывается перейти линию фронта, которой больше не существует.

Фильм «Щит и меч» заставляет задуматься о цене победы. Предельное напряжение сил в тылу врага калечит личность, разрушает нормальные человеческие отношения вообще и дружбу – в частности.

А вы смотрели этот фильм? Пишите свои впечатления в комментариях.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))