Не планировали в этой рубрике рассказывать о докфильмах про дикую природу и животных — всё-таки нет в этом никакой мифогеографии или этнографии. Да и подобных рекомендаций в избытке. Но пройти мимо этого фильма не смогли — слишком уж он красив и хорошо драматургически выстроен.
Фильм рассказывает о первых семи месяцах жизни камчатских медвежат (сеголеток). Повествование начинается весной, когда медведицы (матухи) впервые выходят из берлоги после зимней спячки и выводят своих малышей, которые с момента рождения ещё ни разу не были на улице (ждали в берлоге, пока проснутся их мамы). В центре действия две семьи — неполные, потому что самцы не помогают растить детёнышей и в принципе оставляют самок после спаривания. Зрители будут следить за первой рыбалкой медвежат, за нападением на них взрослых медведей-самцов, за постепенной адаптацией к большому миру.
На самом деле по повадкам, поведению и логике поступков медведи оказываются очень похожи на людей. Из-за чего во многих культурах этот зверь считается или верховным богом, или божеством-хранителем леса, или прародителем рода человеческого, или даже всем этим сразу.
Например, эвенки медведя ласково называют «амикан» — дедушка, медведицу — «энекан», то есть бабушка, и никогда не убивают их ни на охоте, ни просто при случайной встрече в лесу. Северные ханты, напротив, добывают медведя, но при этом каждый раз совершают обряд «Медвежьи игрища» (по-хантыйски «пупи хот», то есть «медвежий дом»), который длится 4-5 дней. В этот период убитого зверя устанавливает в «жертвенной позе» (голову медведя кладут на его лапы) в передней, то есть мужской, части дома, и мужчины, наряжаясь в специальную одежду, изображают духов-покровителей и сверхъестественных существ, исполняют песни, танцы и разыгрывают сценки. Без этого медведь не поднимется на небо к своему отцу — верховному богу Торуму — и не сможет стать покровителем и защитником людей, добывших его.