Николай Олейников
Татьяне Николаевне Глебовой
Глебова Татьяна Николаевна! Вы
Не выходите у нас из головы.
Ваша маленькая ручка и Ваш глаз
На различные поступки побуждают нас.
Вы моя действительная статская советница,
Попечительница Харьковского округа!
Пусть протянется от Вас ко мне
взаимоотношений лестница,
Обсушите Вы меня, влюбленного и мокрого.
Вы, по-моему, такая интересная,
Как настурция небезызвестная!
И я думаю, что согласятся даже птицы
Целовать твои различные частицы.
Обо мне уж нечего и говорить –
Я готов частицы эти с чаем пить
…………………………………………………….
Для кого Вы – дамочка, для меня – завод,
Потому что обаяния от Вас дымок идет
1931
Сегодня День рождения Татьяны Николаевны Глебовой
(28 марта 1900, Санкт-Петербург - 4 марта 1985, Петродворец). Художник. Ученица Павла Николаевича Филонова, супруга и сподвижница Владимира Васильевича Стерлигова, друг и иллюстратор книг обэриутов, друг великих музыкантов Марии Вениаминовны Юдиной и Исайи Александровича Браудо, автор воспоминаний о Павле Филонове.
Из воспоминаний Т.Н. Глебовой:
"…Я знала Филонова и училась у него. Знала Хармса, Введенского, Друскина и других обэриутов. Знала учеников Малевича. И прочих представителей интеллигенции в изобразительном, музыкальном и других искусствах. От них я получила чувство современности, постоянное безостановочное движение в исканиях новых форм, выражения определенных мыслей. Могу ли я передать весь сложный комплекс пережитого бурного времени, полного трагедий, ужасов, бедствий и постоянного напряжения для сохранения внутренней правды …"
Из "Писем после смерти" Т.Н. Глебовой (1970-е, научный архив ЯХМ):
"Художники создают произведения, состоящие из материального и духовного. Художники своими картинами могут спасать души свои и чужие, потому что, соединяя духовное с материальным, они соединяют два начала в жизни и очищают земное небесным".
Из воспоминаний Т.Н. Глебовой:
"Почему работы П.Н. Филонова произвели на меня сильное впечатление и почему я захотела учиться именно у него? 20-е гг. – время живых исканий новых путей в искусстве, еще не заторможенных насильственно. В произведениях Филонова мне тогда нравилось: пластическая гибкость и как бы движение на холсте изобретенных им форм, преодоление единства времени и пространства, глубина и богатство цвета. Его работы действовали не только на внешнее зрение, но и на внутреннее и казались сродни музыке, а музыкой я очень увлекалась".
Сотрудники Ярославского художественного музея познакомились с ученицей легендарного П.Н. Филонова, Т.Н. Глебовой, в 1980 году. Тогда же стало известно, что художница происходит из знаменитого дворянского рода Глебовых, чье родовое имение находилось в Мологском уезде Ярославской губернии рядом с имением Мусиных-Пушкиных, с которыми они были в родстве. Несколько лет, в юности, Татьяна Глебова жила в этом имении. В ЯХМ хранится архив Глебовых. В ярославское имение в XIX веке приглашались художники: мастера фресковой живописи, иконописцы и, конечно, портретисты. С юности Т.Н. Глебова впитала традиции русской духовой и художественной культуры. До последних дней в ее квартире, в Петергофе, висел портрет одного из предков, писанный провинциальным мастером, а она часто бывала в Ярославском крае. По просьбе Н.П. Голенкевич Татьяна Николаевна сфотографировалась с ним, а 4 других поступили в ЯХМ в 1990 году по устному завещанию Людмилы Глебовой, сестры и наследницы художницы (сегодня они представлены в постоянной экспозиции ЯХМ). О приобретении в коллекцию ЯХМ в начале 1980-х гг. произведений мастеров авангарда нельзя было и мечтать. Однако, несмотря на цензуру, в 1981-1983 гг. музею удалось закупить порядка 20 работ мастеров петербургского авангарда. Графику и живопись Павла Кондратьева из серии "Чукотка" приобрели с обоснованием "необходимости наличия произведений, раскрывающих тему "Народы СССР". А когда поступило распоряжение провести к очередному юбилею полета нашей "Чайки" выставку, посвященную космосу, молодые музейщицы, понимая что под эту тему можно закупить всё, что угодно, воспользовались моментом и доказали необходимость закупки серии абстракций Николая Перцева и цикла "Луны" Татьяны Глебовой.
Неслучайно, что именно сотрудник ЯХМ Нина Павловна Голенкевич в числе первых просматривала наследие Т.Н. Глебовой и в 1989 году обнаружила разрезанное на несколько частей полотно "Дом в разрезе", написанное в 1931 году Татьяной Глебовой вместе с Алисой Порет. Сегодня это полотно – проект – портал в эпоху ленинградского авангарда. Приглашаем в Дом в разрезе !
Сейчас в собрании Ярославского художественного музея – более 50 произведений Татьяны Николаевны Глебовой 1930х–1980х гг. Предлагаем познакомиться с избранными произведениями Т. Н. Глебовой из коллекции ЯХМ. Приходите в музей!