Найти в Дзене

EX ORIENTE LUX («Свет идет с Востока»). Современное китайское искусство – очень разное и фантастически дорогое (3)

Еще несколько трудно запоминаемых имен (а запомнить надо! ☺) очень дорогих китайских художников. Поскольку все наши сегодняшние знакомцы – люди с долгими и сложными биографиями, мы покажем некоторые вехи их творческого пути. Не в полном, разумеется, объеме. Плюс – отдельные аукционные успехи уже пост-ковидных времен. И еще раз хочу подчеркнуть: все эти творцы с неоднозначным почерком, с исканиями, некогда вызывавшими оторопь публики и гневную критику в печати – ныне уважаемые персоны искусства и культуры КНР, обласканные партийным начальством. Компартия не без оснований считает их не только посланниками современной китайской культуры в мире, но и видными экспортерами ценной продукции, обогащающими бюджет государства. Чен Даньцин (陈丹青; 1953) в эпоху Культурной революции, будучи подростком, создавал пропагандистские картины, воспевавшие подвиги Мао Цзэдуна. Это, впрочем, не помешало ему оказаться в «воспитательной ссылке» в деревне. В 1982 г. Чен окончил Центральную академию изящных иск
Чэнь Даньцин. "Искусственные цветы"
Чэнь Даньцин. "Искусственные цветы"

Еще несколько трудно запоминаемых имен (а запомнить надо! ☺) очень дорогих китайских художников. Поскольку все наши сегодняшние знакомцы – люди с долгими и сложными биографиями, мы покажем некоторые вехи их творческого пути. Не в полном, разумеется, объеме. Плюс – отдельные аукционные успехи уже пост-ковидных времен.

Чжан Эньли "Еда"
Чжан Эньли "Еда"

И еще раз хочу подчеркнуть: все эти творцы с неоднозначным почерком, с исканиями, некогда вызывавшими оторопь публики и гневную критику в печати – ныне уважаемые персоны искусства и культуры КНР, обласканные партийным начальством. Компартия не без оснований считает их не только посланниками современной китайской культуры в мире, но и видными экспортерами ценной продукции, обогащающими бюджет государства.

Чен Даньцин "Вхождение в Лхасу № 1", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин "Вхождение в Лхасу № 1", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин "Матери и дети", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин "Матери и дети", из серии "Тибетцы"

Чен Даньцин (陈丹青; 1953) в эпоху Культурной революции, будучи подростком, создавал пропагандистские картины, воспевавшие подвиги Мао Цзэдуна. Это, впрочем, не помешало ему оказаться в «воспитательной ссылке» в деревне. В 1982 г. Чен окончил Центральную академию изящных искусств в Пекине и вскоре эмигрировал в США, где последующие 18 лет успешно работал в Нью-Йорке. Там Чен подружился с другим художником и активистом, Ай Вэйвэем. В 2000 г., вернувшись из Нью-Йорка, Чен был принят на должность профессора в Университет Цинхуа, но в 2004 г. из-за несогласия с системой отбора и обучения студентов он ушёл из института. Вскоре Ай и Чен опубликовали книгу «Интервью не об искусстве» с яростной критикой нынешнего режима.

Чен Даньцин "Паломничество", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин "Паломничество", из серии "Тибетцы"

Еще в период Культурной революции он нашёл особую тему — тему этнических меньшинств, что заложило основу для последующего цикла «Тибетцы» («Тибетские картины»). Поначалу эти работы, написанные под явным влиянием Жана-Франсуа Милле, вызвали гневную критику со стороны органов, в ту пору надзиравших за искусством.

Чен Даньцин. "Тибетский поход", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин. "Тибетский поход", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин. «Богатый урожай в слезах»
Чен Даньцин. «Богатый урожай в слезах»

Однако работы «Богатый урожай в слезах» и «Тибетский поход», попавшие в нач. 1980-х на «Национальную художественную выставку» и «Всеармейскую художественную выставку», изменили отношение к живописцу. В то время эти работы имели большое влияние в стране, и Чен Даньцина стали называть «самым выдающимся художником из образованной молодежи».

Чен Даньцин. "Пастухи", из серии "Тибетцы"
Чен Даньцин. "Пастухи", из серии "Тибетцы"

Его картины о Тибете стали событием, как в стране, так и за рубежом, и ныне считаются классикой современной реалистической живописи, основанной на европейских традициях.

Чен Даньцин. "Вуаль"
Чен Даньцин. "Вуаль"
Чен Даньцин. "Рубашки"
Чен Даньцин. "Рубашки"

Чэн Даньцин осмеливается подвергать сомнению общественные и политические реалии, критикует многие социальные явления. Это не мешает государственным органам и различным фондам награждать его премиями и звучными титулами: «50 общественных интеллектуалов, оказавших влияние на Китай», «10 лучших мужчин-элитариев Китая 2005 года», «Элиты эпохи» и т.д.

Чен Даньцин. "Чемодан"
Чен Даньцин. "Чемодан"

Чен Даньцин "Стилист Се Син"
Чен Даньцин "Стилист Се Син"

В прошлом году мастер за несколько дней нарисовал серию групповых портретов молодежи Гонконга, которая затем демонстрировалась как цикл «Маскировка и картины с натуры». Се Син, опытный стилист, вызвалась одеть моделей, которые, по задумке маэстро, были ростом 1,8 – 1,9 м, что для китайцев очень много.

Чжао Баньди (赵半狄, р. 1966). Художник, фотограф, автор инсталляций, он считается одним из самых веселых современных авторов Китая. Чжао окончил отделение масляной живописи Центральной академии изящных искусств и начинал работать в кон. 1980-х, когда компартия уже разрешила, а китайская публика увидела экспрессивные абстракции Раушенберга и даже боди-арт. Чжао, однако, на первых порах рисовал трепетные портреты девушек в интерьере.

Чжао Баньди. «Письма издалека»
Чжао Баньди. «Письма издалека»

Это произведение 1988 г. стало классическим образом воспоминаний целого поколения.

Чжао Баньди. "Бабочка"
Чжао Баньди. "Бабочка"
Чжао Баньди. "В то утро"
Чжао Баньди. "В то утро"
Чжао Баньди. "Девушка с помадой"
Чжао Баньди. "Девушка с помадой"

После множества успешных масляных картин «классического периода» Чжао Банди ушел в фотографию, перфомансы и различные виды трансграничного искусства.

Чжао Баньди. "Остров Хельм", из цикла "Эра панды"
Чжао Баньди. "Остров Хельм", из цикла "Эра панды"

В 1999–2004 гг. работы Чжао Банди, связанные с пандами, были представлены в метро, аэропортах и на улицах многих городов, в том числе Пекина, Шанхая, Милана, Лондона, Манчестера, Бирмингема, Осло, Токио и др. Цикл инсталляций «Эра панды» вызвал споры, до какой степени возможно сочетать разнородные виды искусства и насколько уместны философские перфомансы и инсталляции в общественных пространствах.

Чжао Банди. "Китайская вечеринка"
Чжао Банди. "Китайская вечеринка"
Чжао Баньди. "Портрет 17-летней девушки Лу Нань"
Чжао Баньди. "Портрет 17-летней девушки Лу Нань"
«Гнездо Чжао Банди»
«Гнездо Чжао Банди»

С распространением эпидемии COVID 19 Чжао Банди, как многие его сограждане, испытал одиночество и беспомощность: весной и летом 2020 г. он по полгода находился в карантине за границей, а по возвращении домой снова испытал изоляцию. В связи с этим он свил себе гнездо в выставочных залах Шанхая (Художественный музей), Уханя (Уханьский художественный музей) и Нанкина (Художественный музей Сифан). Таким образом он отстаивал право искусства давать человеку сочувствие и облегчение.

Чжан Эньли. "Бар"
Чжан Эньли. "Бар"

Чжан Эньли (张恩利; род. 1965). От реалистичных и экспрессионистских творений, отражающих переломные времена сер. 1980-х, он дошел до предметно-центрированного взгляда на окружающий мир, до полностью абстрактных портретных метафор.

Чжан Эньли. "Портрет Энли Идлер"
Чжан Эньли. "Портрет Энли Идлер"

На весенних торгах 2022 г. в Пекине Чжан Эньли стал одним из самых популярных художников. На аукцион было выставлено 18 его работ, и все они были проданы, на общую сумму 43,86 млн юаней (ок.$ 6,4 млн).

Чжан Эньли. "Девушка" (триптих)
Чжан Эньли. "Девушка" (триптих)

А осенью 2022 на Christie's в Гонконге рекорд поставил его триптих 1990-х гг. "Девушка", купленный за 10,05 млн гонконгских долларов (ок. $ 1,3 млн)

«Курю (1997)»
«Курю (1997)»

Неплохо уходили и другие старые полотна Чжана. Эта была оценена в 5,865 млн юаней ($ 853 тыс.)

«Курение (2002)»
«Курение (2002)»

В Китае борьба за ЗОЖ еще не обрела острые формы, и Чжан, заядлый курильщик, продает свои работы с сигаретами направо и налево. Эту – за 6,49 млн гонконгских долларов (ок. $ 827 тыс.)

Мы обязательно продолжим знакомство с чрезвычайно дорогими современными китайскими художниками.

Уважаемый подписчики и гости канала, не сдерживайте себя: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии. Монетизацию мы по разным причинам не подключали, поэтому указанные знаки внимания - единственная награда для канала

ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА