Найти в Дзене
Даша психолог

Как правильно реагировать на критику

Каждый из нас периодически сталкивается с критикой в свой адрес. На работе, учебе, в семье… В этой статье я представлю вам четкий алгоритм реакций на критику.

Перед этим стоит выделить 2 вида критики: 

КОНСТРУКТИВНАЯ- критика поведения «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

ДЕСТРУКТИВНАЯ- критика личности «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

Есть разница? Безусловно!

Деструктивная критика, необъективна, не аргументирована и почти всегда звучит унизительно. Например: «Ваша идея никуда не годится. Кто вас вообще сюда нанял? Переделайте».

Несомненно,самооценка — мишень, по которой критика бьёт в первую очередь. Человек со стабильной самооценкой невосприимчив к чужим оценкам. Услышав деструктив в свой адрес он подумает- «Это его субъективное мнение»). А вот если самооценка низкая- критика может ранить настолько, что повлияет на дальнейшие действия оскорбленного, например ребёнок не захочет больше ходить на занятия по фортепиано после нелестных высказываний преподавателя.

-2

Первое, на чем стоит остановиться, получая критику, — ответить на вопрос, кем приходится вам этот человек?Логично реагировать на критику тех людей, с которыми вас связывают прочные постоянные отношения, которые хорошо вас знают и дорожат вами — как работником, другом, родственником или партнером. Бессмысленно анализировать анонимные негативные комментарии в интернете, бытовое хамство полуслучайных людей и прохожих, мнение о вашей жизни дальних родственников и друзей друзей, чей жизненный опыт не вызывает у вас доверия. Как говорится- «Будьте выше этого!»)) 

Итак, поехали!

1) ВЫСЛУШИВАНИЕ.

Да, да порой это сложно, но крайне необходимо именно выслушать. Не зарываться в эмоции, не проклинать и мысленно материть оппонента, а просто выслушать не перебивая, не комментируя.

Не смотрите в глаза, это может сбить с толку и затянуть в эмоциональную яму.

Важно понимать- критикующий это не истина в последней инстанции, он лишь высказывает своё мнение. А как известно сколько людей, столько и мнений. «Я - это Я, а ты -это ТЫ!» известная фраза из «молитвы гештальтиста». Ключевым моментом в этом пункте - выслушать критику, не принимая ее на свой счёт.

2) БЛАГОДАРНОСТЬ

«Спасибо за внимание к моей персоне»

ИЛИ

«Спасибо, что затронул такую важную для меня тему»

3) КОНКРЕТИЗАЦИЯ 

«Что именно тебе не понравилось в моих словах?»

ИЛИ

«В чем конкретно заключается моя ошибка?»

4) СОГЛАСИЕ

«Согласна, ситуация не однозначная»

ИЛИ

«Возможно, ты прав»

5) ПОБУЖДЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ 

«Как бы ты поступил в этой ситуации?»

ИЛИ

«Есть мысли по улучшению?»

-3

ВАЖНО: если критика носит постоянный  характер, например, свекровь вас «кошмарит» и учит как правильно любить ее сына, то здесь уже нужно решать вопрос с личными границами и четким обозначением какие слова и поступки оппонента для вас неприемлемы. Но это уже другая история))