Гибель парома "Эстония" является самым большим кораблекрушением в Балтийском море в мирное время. Затонувший на глубине всего 80 метров паром "Эстония" - единственное в мире судно, охраняемое законом "О покое погибших", а его крушение - единственный в мире случай, расследование которого без официального разрешения будет считаться преступлением. Погружение к останкам затонувшего парома запрещено и строго контролируется властями Финляндии.
Красавец-паром был построен по заказу финского судоходного концерна "VIКING LINE" в 1979 году в ФРГ на судоверфи Папенбурга. В то время он считался самым современным и прекрасно оснащенным судном. Затем он несколько раз менял владельцев и имена. В 1993 году частная шведская компания NORD и принадлежащая эстонскому государству "Эстонская судоходная компания" создали совместное предприятие со звучным названием ESTLINE для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом. Предприятие ESTLINE и приобрело этот паром, получивший новое название ЭСТОНИЯ.
Итак, 27 сентября 1994 года паром ЭСТОНИЯ после загрузки покидает 10 пирс В-терминала Таллинского порта. Дует легкий ветер, накрапывает мелкий дождик, из-за размещения груза и направления ветра у судна легкий крен на правый борт. На пароме находятся 803 пассажира и 186 членов экипажа, прибытие в Стокгольм ожидается следующим утром. С выходом в открытое море ветер усиливается, штормит, высота волн достигает 3-4 метра. Вечерний контрольный обход показывает, что на судне все в порядке. После полуночи во время очередного обхода обнаруживается металлический стук на автомобильной палубе.
Усилившаяся качка, металлический стук и появившийся вдруг треск вызывают беспокойство у пассажиров, многие не могут уснуть, усиливается металлический стук. На мониторах видно, как разрушаются запорные механизмы поворотного визора. Визор - это подъемная надводная часть парома, расположенная в носовой зоне и предназначенная для загрузки транспорта с пирса в грузовой отсек. Он отрывается и автомобильную палубу начинает заливать вода. Быстро возникает заметный крен судна, многие напуганные пассажиры выбегают на палубу, возникает паника. Помощник капитана посылает в эфир первый сигнал бедствия, но из-за перебоев с электричеством сначала не удается точно сообщить координаты судна. Невероятными усилиями все-таки проблему решили, сигнал был принят двумя ближайшими паромами сообщением Хельсинки-Стокгольм МАРИЭЛЛА и СИЛЬЯ ЕВРОПА и немецким паромом ФИНДЖЕТ.
Возникает новая проблема: из-за усилившегося крена большинство женщин, детей и пожилых людей не могут выйти из своих кают, чтобы добраться до спасательных плотов и шлюпок. Трагедия случилась около двух часов ночи в двадцати милях от побережья Финляндии. Корабли, получившие сигнал SOS немедленно поспешили на помощь ЭСТОНИИ, к спасательной операции подключились финские сторожевые корабли с водолазами и вертолеты Швеции, Финляндии и России. К сожалению, усиливающийся шторм усложнил спасательную операцию, большинство спасательных плотов оказались пустыми, пассажиры не смогли взобраться и удержаться на них, были смыты мощными волнами и погибли от переохлаждения. Агония современного, хорошо оснащенного парома продлилась недолго, буквально меньше чем за час судно перевернулось и затонуло. Спасти удалось 137 человек, 96 тел удалось поднять, остальные пассажиры и члены экипажа до сих пор официально считаются пропавшими без вести.
Согласно окончательным данным со спасательных плотов было эвакуировано живыми 138 человек, один позже умер в больнице. Корабли спасли 34 человека, вертолеты 104. Большинство спасенных (111мужчин и 26 женщин) были относительно молоды, у них хватило сил взобраться на плоты и удержаться в шторме.
Согласно проведенному позднее расследованию число людей, успевших выйти на палубу было чуть более 300 человек, из которых только 160 сумели сесть в спасательные шлюпки, однако некоторые из них замерзли еще до прибытия спасателей. Считается, что тела 650 человек находятся во внутренних помещениях парома. С паромом ЭСТОНИЯ погиб его капитан Арво Андрессон, который согласно морскому закону оставался на тонущем судне до конца.
На борту парома ЭСТОНИЯ находились пассажиры из 17 стран, большинство было шведов и эстонцев, а также латыши, русские, немцы и финны. Сразу после катастрофы правительствами трех стран - Эстонии, Швеции и Финляндии была создана международная комиссия по расследованию причин крушения парома. Официальные власти Швеции, потерявшей больше всего своих граждан (около 500 человек), заявили о своем твердом намерении поднять судно и выяснить причины трагедии.
Комиссия по расследованию посчитала, что причинами катастрофы послужили повышенная скорость движения (претензии к экипажу судна), несовершенство конструкций отдельных узлов судна (претензии к проектировщикам) и штормовая погода. Через несколько месяцев на поверхность был поднят злополучный визор с автомобильной палубы. Официальная версия гласила: из-за сильных ударов волн на ЭСТОНИИ было повреждено запорное устройство носового визора, что привело к проникновению забортной воды на автомобильную палубу.
Комиссия пришла к выводу, что судно погибло из-за ошибок проектирования, т.к. крепления носового визора были слабыми и разрушились из-за ударов больших водных масс. Кроме того, на судне отсутствовала дополнительная перегородка, которая в случае отрыва препятствовала бы доступу воды на автомобильную палубу и дальнейшему ее проникновению в трюм. Еще до выхода заключительного отчета комиссии различные заинтересованные стороны стали критиковать ее работу. Ну а дальше стало еще интереснее, неразбериха со списками пассажиров в первые дни стала одной из причин возникновения "теории заговора". Дальнейшее развитие событий вызвало много вопросов и привело к появлению самых разных, порой невероятных конспирологических версий гибели парома ЭСТОНИЯ.
Подозрения начались после того, как шведские власти изменили свое первоначальное решение поднять затонувшее судно, хотя оно находилось на сравнительно небольшой глубине(80 метров) и на вполне доступном расстоянии от береговых линий нескольких государств . Операцию по подъему судна сочли слишком затратной, хотя для всех вместе стран, чьи граждане пострадали и погибли в катастрофе, это было вполне финансово доступно. Более того, по инициативе Швеции в 1995 году было заключено специальное соглашение, призванное запретить подъем ЭСТОНИИ и тем самым предотвратить любое изучение останков затонувшего судна, находящихся в международных водах. Соглашение подписали все страны Балтии и еще почему-то далекая от места аварии и официально непричастная ко всей этой истории Англия (на погибшем пароме числился только один гражданин Англии). Согласитесь, поводы для подозрений были.
В 1998 году Федерация профсоюзов работников транспорта Северных стран провела в Стокгольме конференцию, на которой приводила показания некоторых свидетелей и родственников погибших и пропавших без вести, как доказательства несостоятельности заключения международной комиссии. В 2000 году прошла конференция организаций родственников погибших, где выдвигались сомнения в некоторых деталях заключительного отчета комиссии и претензии, что не были выявлены и названы конкретные виновники трагедии. Масла в огонь подливал тот факт, что восемь человек из списка спасенных членов экипажа, впоследствии из него исчезли. Каким образом, когда и почему? Может быть они были причастны или посвящены в какую-то тайну, или это просто совпадение.
Особенно активно действовала "независимая" пресса, уж каких только версий не выдвигалось и не публиковалось. Вот только некоторые из них:
1) Взрыв на борту в результате диверсии террористов;
2) Столкновение с подводной лодкой, то ли шведской, то ли русской;
3) Взрыв оружия и боеприпасов, нелегально перевозимых в багажниках автомобилей;
4) уничтожение большого количества наркотиков, нелегально перевозимых из Азии;
5) Слишком энергичная эксплуатация и отправка не совсем подготовленного к рейсу парома.
Всплывающие в прессе время от времени новые выясненные обстоятельства делают эту трагическую историю еще более загадочной.
"Теория заговора" до настоящего времени так или иначе превалирует во всех рассуждениях и версиях, но видимо ответы можно получить только после того, как"Балтийский Титаник " поднимут со дна морского на свет Божий.
А что вы думаете по этому поводу, может ваша версия окажется правильной?. Пишите, обсудим, буду ждать.
#20 век#морские катастрофы#интересные факты#балтийские тайны